Когда каждый станет программистом | Большие Идеи

・ Технологии

Когда каждый
станет программистом

Генеративный ИИ позволяет любому из нас писать код, и компаниям нужно к этому приспособиться

Авторы: Иэн Баркин , Керем Томак , Томас Дейвенпорт

Когда каждый станет программистом
Фото: ANIRUDH / Unsplash

читайте также

Уроки стойкости: как сохранить работу и почему вирус это не самое страшное

Не создавайте законченные прототипы — это мешает творчеству

Пол Леонарди

Как мотивировать сотрудников, если денег не хватает

Майкл Сандерс,  Шибил О’Флаэрти,  Эшли Уилланс

«История ничему не учит, но утешает в невзгодах»

Анна Натитник

Победитель конкурса начинающих цифровых художников на «Ярмарке штата Колорадо — 2022» Джейсон Аллен (по совместительству президент компании — производителя настольных игр Incarnate Games) получил много больше, чем просто синюю ленту и чек на $300. Его картина «Théâtre d’Opéra Spatial» была создана с помощью нейросети Midjourney.

Джейсон дал ей текстовые инструкции (полный текст до сих пор неизвестен) — и получил изображение за несколько секунд (конкурсант солгал жюри, что трудился две недели). Когда правда вскрылась, художники и критики долго ругали Аллена в журнале Atlantic, газете New York Times и других СМИ. Они предупреждали о потенциальных опасностях, исходящих от новейших решений генеративного искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, DALL-E и Bard. Эти технологии позволяют автоматически и почти мгновенно генерировать притягательные тексты, фотографии и видеоролики. Но влияние нейросетей на индустрию вызывает беспокойство не только у творческих деятелей. Напряжение возникает даже в среде ИТ-специалистов. Генеративный ИИ способен превратить в успешных программистов людей без опыта (таких сотрудников часто называют citizen developers — разработчиками-любителями). Просто описав, что ему нужно, даже гуманитарий может сегодня благодаря передовым ИИ-инструментам создавать целые приложения — еще вчера для этого нужно было долго учиться и практиковаться.

При активном продуманном руководстве разработчики-любители могут изменить баланс отношений сотрудника и компании. Исторически информационные технологии создавались профессионалами для рядовых пользователей, которые почти никак не могли повлиять на всесильных кодеров. В результате профи не всегда вовремя реагировали на потребности пользователей — и у технических экспертов, бизнес-лидеров и остальных сотрудников возникали проблемы коммуникации. Появление нейросетей и разработчиков-любителей стало началом новой эпохи: каждый работник получил возможность не просто совершенствовать или оптимизировать, но и автоматизировать собственный труд.

Без «посредника» в лице ИТ-специалистов новые системы и приложения, созданные с помощью генеративного ИИ, окажутся лучше адаптированы к конкретным потребностям пользователей, повышая потенциальную эффективность от их применения. Сами ИТ-специалисты при этом смогут сосредоточиться на более сложных системах и технологиях, где пока еще требуется их опыт.


ИДЕЯ КОРОТКО

ПРОБЛЕМА

Сотрудники без опыта кодинга все чаще используют генеративный ИИ и другие простые в применении программные инструменты для помощи в бизнес-процессах.

ОПАСЕНИЯ

Технические эксперты бьют тревогу, что непрофессиональное программирование породит системы недостаточного качества, исправление которых увеличит нагрузку на ИТ, или что генеративные ИИ-инструменты полностью заместят ИТ-отдел.

РЕШЕНИЕ

Компаниям стоит заранее отбирать, обучать и наделять определенными правами таких разработчиков-любителей, чтобы те не конкурировали, а сотрудничали с ИТ- и другими подразделениями.

Несмотря на выгоды, многие опрошенные нами айтишники возражают против любительских разработок. Их пугает, что такие системы выйдут некачественными и ИТ-отделу придется долго доводить их до ума — или что генеративный ИИ полностью заменит живых технарей. Количество систем в организации может сравняться с количеством сотрудников. Фирма окажется зависимой от любительских решений, известных лишь горстке сотрудников или созданных давно уволившимися разработчиками. Такой взрыв «серых ИТ» в корпорациях — и ожидаемый масштаб расходов на доработку технически слабых программ — не может не вызывать озабоченность. Без должных рамок и инструментов управления широкое распространение любительской разработки способно ввергнуть компании в хаос.

Несмотря на обоснованные страхи, очевидно, что разработчики-любители организациям нужны. Софтверные компании сознательно стали добавлять к своей продукции интерфейсы генеративного искусственного интеллекта, чтобы запросы о транзакциях, данных и аналитике можно было делать в чате или голосом. Мы ожидаем, что скоро бóльшую часть бизнес-программ будут создавать или использовать при помощи подобных систем. Широкое распространение любительской разработки может сделать общедоступным и дополнительно ускорить процесс технологических инноваций, в том числе цифровизации, автоматизации и аналитики данных. AT&T, ING, Johnson & Johnson, PwC, Deloitte и другие крупные фирмы экспериментируют с соответствующими инициативами. Цель — понять, каких сотрудников стоит включить в проекты любительской разработки, в какой роли и с каким предварительным обучением, а также как воспитать культуру взаимного обучения и поддержки.

Включение всего коллектива в программирование заставляет задуматься: что ждет наши ИТ-отделы? Как они сумеют облегчить любительскую разработку и снизить ее риски, не мешая творческому процессу? Здесь важно как не отказываться от этого полезного тренда, так и правильно им управлять. В этой статье мы — ученый, консультант и практик с многолетним опытом работы с ИИ и аналитикой — поделимся дорожной картой успешного внедрения любительской разработки. Чтобы углубить знания об этом явлении, мы расспросили руководителей восьми компаний, обобщили онлайн-дискуссии по теме и обсудили ориентированные на непрофессионалов программные инструменты с несколькими производителями.

Дилемма разработчика-любителя