«Вы меня слышите?»: как научиться слушать и слышать | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Вы меня слышите?»: как научиться слушать
и слышать

Как исправить ключевую проблему в коммуникациях

Авторы: Борис Гройсберг , Робин Абрахамс

«Вы меня слышите?»: как научиться слушать и слышать
Фото: Icons8 Team / Unsplash

читайте также

Скорострельный бизнес: феномен Zara

Льюис Майкл,  Мачука Хосе,  Фердоуз Касра

Крах и процветание наций

Грозовский Борис

Читайте свежий номер HBR Россия

Миссия невыполнима

Фалалеев Дмитрий

Все признают, что очень хорошо уметь слушать и слышать, но этому редко специально учат кого-либо, кроме психотерапевтов. Исследование 2015 года показало, что в то время как в 78% аккредитованных бизнес-школ среди целей обучения числятся «устные выступления и презентации», всего 11% включили в этот список «умение слушать».

Умение хорошо слушать можно приобрести не просто путем обучения, а с помощью коучинга — постоянных, целенаправленных инструкций от человека, который хорошо знает ваши сильные и слабые стороны и, что особенно важно, привычки. Прочитав эту статью, вы не станете прекрасным слушателем, как и не станете чемпионом по гимнастике, прочитав статью о том, как удерживать равновесие. Наша цель — помочь вам лучше понять, что значит хорошо слушать, и предложить вам подтвержденные исследованиями советы по улучшению этого навыка.

Как научиться лучше слушать

Участник любого разговора преследует две цели: во-первых, понять, что хочет сообщить ему собеседник (смысл сказанного и эмоцию, стоящую за этим) и, во-вторых, выразить интерес, небезразличие и внимательное отношение к другому человеку. Вторую цель ставят не «просто» из доброты, хотя это было бы достаточной причиной. Если люди не почувствуют, что их слушают, они перестанут делиться информацией.

3. Точное считывание жестов, тона голоса или социальных сигналов

Советы, относящиеся к восприятию информации на слух, применимы и здесь. Пригласить доверенного коллегу в качестве переводчика невербальных коммуникаций может быть полезным в ситуациях, где важно все правильно услышать, а конфиденциальность не важна.

Следующие два навыка требуют внутреннего присутствия в момент разговора.

4. Концентрация внимания

Если вы часто отвлекаетесь, слушая кого-либо, старайтесь контролировать то, что вас окружает. До начала разговора поставьте перед собой задачу —сосредоточиться на этом человеке, этом моменте, на разговоре на данную тему. По возможности подготовьте план разговора в письменном виде или ведите заметки на доске, чтобы не терять контакт с собеседником. Если вы все-таки отвлеклись, признайте это, извинитесь и попросите человека повторить, что он сказал. (Да, это некомфортно, но иногда случается со всеми, а с некоторыми — часто.) Придите на несколько минут раньше, чтобы привыкнуть к окружающей обстановке, если у вас встреча в новом месте.

5. Регулирование эмоциональной реакции

Медитация помогает расслабиться и лучше контролировать эмоции. Это хороший способ поддерживать нужное состояние. Главное — медитировать дважды в день в течение 10—20 минут, сосредоточившись на каком-нибудь внутреннем образе или повторении фразы и избавляясь от других мыслей, возникающих в голове.

Если вы взволнованы, сосредоточьтесь на дыхании и выполните упражнение на заземление. Эти простые психологические практики возвращают в настоящий момент и помогают сосредоточиться на том, что происходит вокруг. Типичные упражнения — назвать пять цветных предметов (например, зеленый диван, черную собаку, золотистую лампу, белую дверь, красный ковер) или назвать четыре вещи, которые вы слышите, видите, чувствуете на ощупь или на запах (например, вы слышите пение птиц, видите стул, чувствуете на ощупь обивку из шенилла, чувствуете запах готовящейся у соседей еды).

И наконец, активно слушающий человек должен выполнить комплексную задачу — получить послание и признать его получение здесь и сейчас. Эта задача может оказаться непростой.

6. Интеграция множества источников информации

Как минимум, вы слушаете, что говорит собеседник, и наблюдаете за его мимикой и жестами. Возможно, вы слушаете одновременно нескольких человек, общаетесь одновременно на множестве платформ или слушаете и при этом воспринимаете визуальную информацию — например, во время составления планов или прогнозов объемов продаж. Постарайтесь понять, что лучше всего помогает вам слушать. Нужно ли вам заранее получить информацию? Сделать «перерыв на осознание»? Хотите ли вы вернуться к обсуждению позже и убедиться, что все всё поняли? Полезно, чтобы рядом был кто-то еще, кто мог бы слушать вместе с вами и восполнил бы пробелы, если вы что-то пропустите.

7. Демонстрация активного слушания (например, зрительный контакт, кивки, подходящее выражение лица)

Если у вас от природы непроницаемое выражение лица или вам легче воспринимать слова, если вы не смотрите человеку в глаза, скажите об этом вашему собеседнику и поблагодарите его за то, что он учитывает ваши особенности. Чаще повторяйте его слова, чтобы компенсировать отсутствие невербальной коммуникации. Возможно, не помешает потренировать навык демонстрации слушания, но не увеличивайте умственную нагрузку в важных разговорах. Попросите пятилетнего ребенка рассказать вам о его любимом супергерое и попробуйте продемонстрировать, что вы слушаете.

Обратите внимание: этот список не является диагностическим инструментом, но если какие-то из перечисленных навыков даются вам действительно трудно, возможно, стоит проконсультироваться с врачом. Научное понимание этих процессов, от органов чувств до мозга, значительно расширилось в последние годы. Многие успешные взрослые обнаружили в середине своей карьеры, что страдают расстройством органов чувств, внимания, восприятия информации и другими расстройствами, способными влиять на способность слушать.

Для каждого из этих основных навыков существует диапазон естественных способностей, и ваш жизненный опыт может усиливать или ослаблять этот потенциал. Например, известно, что занятия музыкой улучшают навык восприятия звуковой информации, а обучение актерскому мастерству или импровизации повышает способность «считывать» людей и демонстрировать активное слушание. С другой стороны, высокая должность снижает способность считывать других людей и точно улавливать их идеи — не дайте этому случиться с вами!

***

Умение слушать крайне необходимо, но, как ни печально, этому недостаточно учат, это обременительно физически и умственно, и никогда не давалось так тяжело, как после COVID-19. Мы приближаемся к беспрецедентному хаосу на работе и в личной жизни, и у сотрудников и менеджеров возникает как никогда много вопросов — и опасений, о которых им трудно говорить по ряду причин, будь то перегруженность информацией или непонимание новой ситуации.

В таких условиях важно внимательно слушать. Прислушайтесь не только к вопросу, но и к задающему его человеку. Сейчас очень важно, чтобы лидеры слушали, понимали контекст, не поддавались искушению отвечать общими словами, задумывались о том, что у них, возможно, не получается — и работали над этим. Пожалейте себя — вы не можете накричать на собственный мозг, как сержант-инструктор, и привести в должный вид свое серое вещество. Но вы можете признать свои слабые стороны и внести необходимые коррективы.