Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Экономика

Хотите
научиться думать?

Все стало на места. Год смены хрущевской эпохи (Оттепели) брежневской (названной впоследствии Застоем).

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Шесть способов замедлиться

Анна Лебедева

Три причины, по которым совещания по стратегии раздражают вашу команду

Дуг Сандхейм

Что нужно знать про историю России ХХ века?

Мариэтта Чудакова

CRM для телекома: что выбрать?

Пуха Юрий

Давненько дело было — в начале 70-х.

На улице Тухачевского (в Москве), где мы жили, — районная библиотека. И там я выменяла свою только что вышедшую первую книгу на том Зощенко 1956 года. Это было первое издание его рассказов после злосчастного постановления ЦК 1946 года, где Зощенко и Ахматову смешивали с грязью.

Я уже знала от вдовы писателя, как огорчало Михаила Михайловича, что книжка выпущена без предисловия, без официального отказа от поношений в докладе Жданова того же года.

— Всех реабилитируют — одного меня не реабилитируют! — повторял он. Через два года писатель умер, не дождавшись «реабилитации».

Так вот — эта довольно толстая книжка теперь в районной библиотеке подлежала списанию (почему и досталась мне) как ветхая, хотя ветхой она ни в коей степени не была.

— Мы сейчас все ветхие книги списываем — такая директива, — сказала библиотекарь.

— Так в 1956-м издана: почему же ветхая?.. — пробормотала я.

— А у нас сейчас по инструкции все издания до 1964-го года считаются ветхими! — охотно пояснила коллега (я тоже работала в библиотеке).

…Ах, вот оно что!.. До 1964-го!..

Все стало на места. Год смены хрущевской эпохи (Оттепели) брежневской (названной впоследствии Застоем). Уже не годилась для широкого распространения (по районным библиотекам) литература Оттепели: лагерный день солженицынского Ивана Денисовича (1961) или воспоминания генерала Горбатова (1964), которого в Лефортово приносили с допросов на носилках (генерал так ничего и не подписал — редчайший случай).

Теперь все это негласно предписано было забыть.

Десять лет спустя я в Ленинке незадолго до увольнения работала в Секторе книги и чтения Научно-исследовательского отдела. В маленькой комнате сектора сидели такие люди –— Лева Гудков (глава будущего Левада-центра), замечательный человек Боря Дубин, Наташа Зоркая (совместные работы всех троих по социологии многим сегодня известны), Миша Афанасьев — нынешний директор Исторической библиотеки…

Тогда занимались мы массовыми и домашними библиотеками. И однажды отправилась я в ВЦСПС — встретиться с главой так называемых ведомственных библиотек страны. То есть — не районных публичных, а библиотек при фабриках, заводах и разнообразных учреждениях.

Придется расшифровать — теперь уж мало кто знает эти аббревиатуры: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. Осуществлял руководство деятельностью всех профсоюзных организаций в Советском Союзе с 1918 по 1990 год… У него была своя газета — «Труд» — и свое издательство: Профиздат.

Избирался он съездом профсоюзов СССР раз в 4 года. И в 1968-м, скажем, году, на 14-м (!) съезде профсоюзов избрали 304 члена ВЦСПС и 105 кандидатов… Все с хорошими зарплатами, со спецпривилегиями и т. п.

Профсоюзная дама охотно начала рассказывать, как именно осуществляет ВЦСПС руководство библиотеками.

— Пришли мы в одну библиотеку — проверять, насколько выполнен приказ о списании из фонда и уничтожении всех этих — ну, сами знаете, — Виктора Некрасова (уехавшего, напомню, в Париж), Аксенова… Сидим в кабинете заведующей, за ее спиной — стенной шкаф. И, видно, крючок разболтался — и вдруг раскрываются обе створки, и вываливается вся эта литература! Она, оказывается, не уничтожила ее, как было приказано, а спрятала к себе в шкаф! (Подумала я при этих словах: «Не поднялась рука библиотекаря…»)

…Ну, мы тут же, прямо в ее кабинете, и написали приказ о ее увольнении…

— И какие же там были книги? — спрашиваю осторожно. — «В окопах Сталинграда» — тоже там?

— Ну, конечно! — воскликнула дама.

— А по-моему, очень хорошая книга.

Дама воззрилась на меня с непередаваемым (и сегодня не нахожу слов) выражением лица.

Меня уже зацепило.

— А в другие города вы с проверками выезжаете?

— Конечно! Вот был недавно сигнал из Моршанска (за давностью времен есть малая вероятность того, что я спутала город; но сюжета это не меняет. — М.Ч.) — фонды библиотеки при тамошней крупной фабрике сильно засорены устаревшими книгами («засорены» — это был важный советизм: пошло с середины 30-х — «Местные кадры сильно засорены врагами народа»). Ну, мы поехали. Открывают нам хранилище — очень большое, богатое… Масса собраний сочинений классиков XIX века: Крылов, Гончаров, Достоевский… И все — по старой орфографии — представляете? С ятями, с твердыми знаками… Кто же такие книги может читать?! Ну, мы, конечно, фонды у них сильно почистили. Все эти книги, конечно, вывезли…

Тут меня еще раз зацепило.

— Видите ли, пятилетнего русского ребенка выучить читать напечатанное по старой орфографии можно ровно за 20 минут. Проверено на нашей дочери. Взрослого — тем более.

Дама смотрела с недоверием.

— А откуда, кстати, у фабричной библиотеки такие богатые фонды?

— Нам рассказывали, — охотно пояснила дама, — у них на фабрике в 1905 году начались большие волнения рабочих. И вот фабрикант, чтобы отвлечь рабочих от этого, завез в библиотеку огромное количество книг — чтоб привлечь их к чтению…

Тут зацепило меня третий раз и последний.

— Скажите, а вас-то это не смутило — что капиталист на свои деньги подарил рабочим уйму книг, а вы, советские профсоюзники, их у рабочих отобрали?

Взгляд ее описывать не берусь. А вот научило ли это ее если не думать, то хотя бы задумываться — предоставляю судить моим читателям.