Кто поможет автопрому? | Большие Идеи

・ Экономика

Кто
поможет автопрому?

Обязательное условие спасения автопрома на деньги государства — концерны обязаны переписать свои финансовые планы, а за их выполнением будет следить государственный надсмотрщик.

Автор: Евгения Чернозатонская

читайте также

Как спасти свой бизнес от копирования

Викас А. Аггарвал,  Джейсон Дэвис

Иллюзия выздоровления

Йенсен Эрик

15 важных вопросов и ответов об удаленной работе

Цедал Нили

Алексей Юрчак: О пользе бессмысленности

Мария Божович

У нас говорят, что правительство США готовится выделить кредит GM и Chrysler, а американская пресса употребляет выражение Auto bailout plan. Auto — это, понятно, производители автомобилей, plan — это программа (я уже говорила, что основа американского капитализма это планы, учет и контроль). А вот слово bailout — это точно не кредит. Bail — вообще-то слово из уголовно-процессуального кодекса. release on bail значит «выпустить под залог», а bail out — «выручить из передряги».

На спасение выделили неплохие деньги: $17,4 млрд. Вдобавок вчера объявили, что дадут миллиард GMAC, финансовой компании, которой пополам владеют General Motors и фонд Cerberus. GMAC — машина по предоставлению кредитов: она кредитует 5 тысяч автодилеров, чтобы они могли выставлять у себя модели GM, и 15 миллионов покупателей машин и домов. То есть, деньгами налогоплательщиков администрация Буша поддерживает и производство американских машин, и покупательскую активность американского народа.

Идеологически обосновать происходящее сложно как республиканцам, так и демократам. С одной стороны надо получить гарантии того, что автогиганты не обанкротятся, не пойдут с молотка и не достанутся иностранным автопроизводителям (иначе плакали денежки налогоплательщиков). С другой стороны, вводить прямое управление или национализировать компании тоже не комильфо: «We don’t want government to run companies, — говорит Обама, — Generally, government historically hasn’t done that very well» (т.е. «у государства никогда не получалось хорошо управлять компаниями»).

И правда, в США госсектора почти нет. Когда я впервые попала в Штаты как участник государственной программы по обмену учеными, то с удивлением обнаружила, что управляет этой программой не Госдеп, а специально нанятая частная фирма — так эффективнее. Не барское это дело, менеджмент. Это не значит, что чиновники не умеют им заниматься — многие пришли в правительство из бизнеса и, отработав срок, вернутся туда снова.

Государственным людям Америки препоручена функция надзора (oversight), и они довели ее до совершенства. На деле oversee значит влезать в работу не только государственного подрядчика (US Contractor), но и его субподрядчиков и субподрядчиков субподрядчиков (first and second-tier subcontractors), считая каждую копейку.

Обязательное условие спасения автопрома на деньги государства — концерны обязаны переписать свои финансовые планы, а за их выполнением будет следить государственный надсмотрщик. Его газетчики окрестили сar сzar. По сути же это будет совет директоров, только состоящий из одного человека. «In the short term, Democrats are floating the idea of linking $15 billion in immediate loans to the designation of a “car czar”», — пишет NY Times.

Работой «Царя всея автопромышленности» будет тот же самый oversight, что правительство США столь мастерски осуществляет по своим госзаказам.

А через кого проходит самый большой объем госзаказа в мире? Правильно, через Минобороны США (DoD). Они осваивают в год сотни миллиардов бюджетных денег, и вроде бы неплохо справляются со своим делом — оружие совершенствуется, его хорошо покупают.

Так почему бы не поставить в каждый из трех автогигантов смотрящим какого-нибудь чиновника из Пентагона? Они умеют это делать лучше, чем кто бы то ни было. По всем контрактам, заключенным c предприятиями американского ВПК, DoD всегда назначает своего Program Manager, который днюет и ночует в офисе подрядчика и смотрит, где и насколько можно ужаться. Чем больше подрядчик сэкономит в ходе выполнения проекта, тем больше шансов у него получить следующий.

Один из основателей Hewlett Packard, Дэвид Паккард, три года занимал должность замминистра обороны США (Under Secretary of Defense) и отвечал как раз за госзаказ. В 1971 году он сочинил записку «Применение военных ресурсов в случае гражданских кризисов (Employment of Military Resources in the Event of Civil Disturbances)». Может, время уже настало? Да и с представителями профсоюза United Auto Workers какой-нибудь пентагоновский генерал или адмирал из Acquisitions Department договорился бы быстрее, чем гражданский дядя. И задел хороший есть: главный переговорщик от UAW Рон Геттелфингер уже согласился снизить ставку зарплаты для вновь нанятых рабочих (new hires) до $14 в час (нынешняя средняя по отрасли $29). Значит: всего-то делов остается: надо всех уволить и нанять заново вдвое дешевле.

Пентагон с этим справится, я в него верю.

Счастья и успехов вам в Новом году!