Преступления по расчету | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Преступления
по расчету

Международные рейтинги коррупции составляют исходя из данных опросов. Но размеры коррупции в стране можно посчитать чисто экономическими методами — сравнивая цифры и выявляя «где прибыло, где убыло».

Автор: Федюкин Игорь

Преступления по расчету

читайте также

Удушающее руководство

Елена Евграфова,  Фрайер Бронуин

Реальная трансформация

Марина Иванющенкова

Конец истории, или история без конца

Мария Божович

Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных

Нихар Чхая

В заглавии книги молодых американских экономистов Реймонда Фишмана и Эдварда Мигеля «еconomic gangsters» — это вовсе не аморальные инвестбанкиры, оставляющие без штанов простодушных акционеров. И не прижимистые бандиты, которые настолько скупы, что ездят общественным транспортом. Речь в книге идет об основах экономического поведения, в том числе коррупционного и криминального: авторы доказывают, что даже самые отъявленные злодеи в определенной мере руководствуются экономической логикой. Легендарному гангстеру Аль Капоне, возможно, нравилось убивать, но свою машину по устрашению бизнесменов он выстроил с вполне прагматической целью: облегчить сбор с них подати. И действовала эта машина ровно до тех пор, пока ее отдача существенно перевешивала связанные с нею риски.

Фишман и Мигель, конечно, достаточно осторожны — нигде не утверждают, что все всегда поступают рационально. Они лишь показывают, что базовые принципы экономического анализа могут быть использованы для анализа бедности, преступности, коррупции и других социальных проблем — и даже для борьбы с ними. Например, они установили, что интенсивность насилия в африканских странах меняется в зависимости от погодных условий. Засуха ведет к голоду, а голод провоцирует и межплеменные столкновения, и конфликты внутри этнических и других групп. А изучение «охоты на ведьм» в Танзании выявило, что сельские жители гораздо чаще очищают от ведьм (с помощью мачете) свои деревни именно в засушливые и голодные годы. В каком-то смысле дикие убийства танзанийцами пожилых тетушек и бабушек вполне рациональны: известно, что все примитивные общества в условиях нехватки продовольствия склонны делать жестокий, но прагматичный выбор: избавляться от наименее полезных своих членов (то есть от пожилых женщин).

Книга Фишмана и Мигеля — одновременно и апология экономических методов, и популярное введение в современную экономику развития — изучение экономик развивающихся стран. На конкретных примерах авторы доказывают, что их дисциплина — вовсе не академические упражнения в построении теоретических моделей, а вполне прикладное ремесло, к тому же не лишенное общественной пользы.

Именно достижения ученых, трудящихся на ниве экономики развития, дают, наконец, человечеству шанс сдвинуться с места в борьбе с хронической бедностью. Например, вместо того чтобы возмущаться дикостью «охотников на ведьм», авторы предлагают обратиться к опыту ЮАР, реализовавшей экономическую программу борьбы с этим социальным злом. Пожилым женщинам там назначили государственные пенсии — и они в одночасье превратились из наименее продуктивных членов сообщества в дополнительный денежный ресурс, значение которого возрастает в засушливые годы.

Авторы показывают, как использовать экономические методы для оценки масштабов коррупции. Например, интересно посмотреть, как в годы правления президента Сухарто биржа Индонезии реагировала на сообщения о его здоровье. Исследователи исходили из того, что, продавая или покупая акции индонезийских компаний на местной бирже, инвесторы учитывают и политические связи мажоритарных акционеров. Логично предположить, что принадлежность к «ближнему кругу» давала друзьям и родственникам Сухарто дополнительные преимущества, которые в случае смерти правителя должны были бы полностью или частично исчезнуть. Разумеется, внезапная смерть диктатора чревата хаосом в стране, и потому сообщения о его болезни вызывали общее падение котировок. Но риск для компаний, которыми владели его приближенные, был гораздо выше среднего, а значит, их акции должны были упасть сильнее. Например, слухи о кончине Сухарто в декабре 1997 года привели к тому, что акции холдинга, контролировавшегося сыном президента, в одночасье рухнули на 22%. Когда в 1996 году появились сообщения, что Сухарто поедет в Германию «для обычного медицинского осмотра», акции компаний, принадлежавших людям из его ближнего круга, упали в среднем на 4,5%, тогда как акции прочих остались на прежнем уровне или даже чуть подросли. Это, по мнению авторов, и есть косвенный показатель масштабов коррупции. Для сравнения, назначение председателя совета директоров «Роллс-Ройс» главой британской палаты лордов никак не отразилось на стоимости акций компании. То же и в США: несмотря на все разговоры о коррупционных связях бывшего вице-президента Дика Чейни с нефтяным бизнесом, акции Halliburton, которой он раньше руководил и которой якобы помогал добывать выгодные госконтракты, никак не реагировали на сообщения о его серьезных недугах.

Впрочем эта логика не вполне безупречна. В своих построениях Фишман и Мигель исходят из того, что на бирже всегда есть информированные инсайдеры, которые знают, насколько тот или иной бизнес зависит от политических связей. Получая новые данные о здоровье лидера страны, они пересматривают свои представления об истинной стоимости связанных с ним компаний; эти колебания служат объективной оценкой «коррупционного фактора». Но возможно и другое объяснение. Предположим, что сын президента Сухарто своими деловыми успехами обязан исключительно собственным талантам. Но разве это дает ему иммунитет от экспроприации в случае смены режима? Возможно, информированные инсайдеры на бирже оценивают не размер политической поддержки, а незыблемость прав собственности в стране.

Фишману и Мигелю принадлежит одно из наиболее остроумных исследований по известной проблеме: что важнее, культурные нормы или общественные институты? Почему, скажем, люди паркуются в неположенном месте, например, у торгового центра? Возможно, дело в плохой работе государственного института — ГИБДД: шансы быть пойманным невелики, блюстителю порядка можно дать взятку, а, если тебя и оштрафуют, это не сильно ударит по кошельку. Потенциальная выгода (удобство выйти прямо у входа в магазин) превышает риски

(вероятность наказания), а значит, нарушая правила дорожного движения, мы вполне рационально реагируем на систему внешних стимулов. Но может быть, дело не в качестве институтов, а в том, что мы просто привыкли нарушать правила, что в России принято парковаться где попало. То есть действует специфическая культурная норма?

Авторы нашли элегантный способ ответить на этот вопрос: они проанализировали данные о нарушениях правил парковки дипломатами, работающими в многочисленных представительствах при ООН в Нью-Йорке. Логика экономистов здесь достаточно проста. Пока мы

находимся в собственной стране, сравнительную значимость культурных норм и общественных институтов измерить трудно. Идеально было бы поместить представителей разных культур в общий аквариум с одинаковой институциональной средой и посмотреть, будут ли они и там вести себя по-разному. Фишман и Мигель ухитрились найти такой аквариум прямо у себя под боком — на острове Манхэттен, где расположены ооновские представительства почти двухсот стран мира. Приезжая сюда на работу, все эти французы, эстонцы, китайцы, русские и кенийцы внезапно оказываются в одинаковых условиях: нарушитель правил парковки на Манхэттене будет выявлен с почти стопроцентной вероятностью. Но важна еще одна деталь. Сотрудники миссий при ООН обладают дипломатической неприкосновенностью: нью-йоркские власти исправно выписывают им штрафы, но взыскать их с нарушителей не могут. Получается, что дипломатам все сходит с рук: действуя рационально, все они должны были бы игнорировать правила парковки, оставляя машины там, где им удобнее. Если же они так не поступают — рассуждают экономисты — значит, их поведение определяется усвоенными культурными нормами.

На практике, показывают Фишман и Мигель, представители одних стран действительно гораздо чаще нарушают правила, нежели других. Среди самых законопослушных государств вполне предсказуемо оказались Япония, Нидерланды, Дания, Швеция и Великобритания. Есть и менее очевидные — например, Турция, Греция, Эквадор и Колумбия. В злостные нарушители попали представители Кувейта, Египта, Зимбабве, Албании, Нигерии, Сирии. Россия — где-то в середине рейтинга. Что интересно, склонность дипломатов из той или иной страны нарушать правила парковки хорошо корреллирует с индексом коррупции в этой стране. Можно было бы предположить, что дипломаты из какого-нибудь бедного государства просто не могут себе позволить платить десятки долларов за парковку и потому вынуждены злоупотреблять дипломатическим иммунитетом, чтобы добраться до работы. Но нет: на практике, дипломаты из бедных стран бросают свои авто в запрещенных местах не только у штаб-квартиры ООН, но и рядом с дорогими ресторанами где-нибудь в Гринвич-виллидж (не говоря уже о том, что на работу бедный дипломат мог бы доехать и на метро). Анализ показывает, что склонность к нарушению правил парковки сильнее коррелирует с уровнем коррупции, чем с уровнем жизни в стране дипломата. Интересно, что количество нарушений показывает высокий уровень корреляции и с уровнем антиамериканских настроений на родине представителей: чем сильнее его соотечественники ненавидят «дядю Сэма», тем более склонен дипломат лично поквитаться с ним, не заплатив за паркинг. Получается, что культура значима и что внеэкономические мотивы в поведении людей могут подорвать самые замечательные институциональные реформы.

Фишман и Мигель не объясняют, как примирить этот вывод с общим рациональным пафосом книги, как не предлагают они и убедительного экономического рецепта борьбы с «неправильными» культурными нормами. Они рассказывают, правда, что Антанас Мокус, избранный мэром колумбийской Боготы в 1994 году, для борьбы с нарушителями правил дорожного движения нанял клоунов: артисты передразнивали на центральных улицах тех, кто переходил дорогу в неположенном месте. В представление вовлекались и случайные прохожие, тем самым создавая общую атмосферу неприятия обществом подобного поведения. В итоге программа Мокуса помогла серьезно улучшить ситуацию с нарушением ПДД.

В целом, авторы скорее задают вектор возможным размышлениям об исправлении культурных норм, чем предлагает какую-то программу. Сами они признают, что ответов на все вопросы у них нет. Более того, у экономических методов исследования коррупции есть существенное ограничение: достаточно подробные, качественные данные доступны далеко не всегда. Например, сведения о нарушениях ооновцами правил парковки в Нью-Йорке удалось получить благодаря тому, что городские власти вели затяжную баталию с Госдепом в Вашингтоне, требуя или принудить дипломатов оплачивать штрафы, или возместить Нью-Йорку эту сумму из федерального бюджета. Самому собрать подобную информацию о штрафах не под силу ни одному экономисту Вдобавок, качество данных тем выше, чем лучше положение дел в стране. А в государствах, страдающих от гражданских войн, голода и анархии — то есть там, где многие изучаемые экономистами проблемы стоят особенно остро, не проводится даже перепись населения, а архивы погибают в ходе конфликтов. Описываемые в книге приемы не всегда применимы и по политическим причинам. С точки зрения строгой науки, следовало бы случайным образом разбить всех стражей порядка на две группы: одной повысить зарплату в разы, а другой нет. Теоретически только такой эксперимент позволил бы понять, действительно ли увеличение зарплаты ведет к снижению коррупции. Практически же едва ли хоть одно правительство пойдет на такую меру.

Главный посыл Фишмана и Мигеля: проверять экономической алгеброй благонамеренные проекты искоренения общественных язв и самые, казалось бы, очевидные предположения о природе общества.