Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Этика и репутация

22 октября 2011

Олег Хархордин. Слово о доблести

В переломную эпоху все вспоминают о ценностях: кто-то говорит об утрате ценностных ориентиров, кто-то призывает объединиться вокруг исконных национальных ценностей, кто-то резко противопоставляет ценности разных народов. Среди ученых также не ути­хают споры о роли ценностей в жизни общества. О том, что стоит за этим термином и почему черты характера и привычки человека важнее его ценностей, рассказывает ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор факультета политических наук и социологии, PhD (Калифорнийский университет, Беркли) Олег Хархордин.

Что такое ценности и почему вы считаете это понятие нерелевантным для изучения культур?

Ценности, как они обычно определяются в разных словарях и энциклопедиях, — это набор внутренних устойчивых оценок, с помощью которых человек определяет для себя значимость тех или иных феноменов материальной и духовной жизни и которые влияют на его поведение. В последнее время многие обществоведы усомнились в том, что поиск ценностей, якобы «сидящих» у нас в душе, имеет смысл. Их критика базируется на достаточно прагматических основаниях. Посмотрите, например, как социологи выясняют, какие ценности влияют на наше поведение. Они дают группе людей опросник, ­регистрируют их реакцию и анализируют ответы. Надо понимать, что это прежде всего регист­рация некоторых закономерностей речевого поведения. Такая процедура неплохо работает в протестантских культурах, где слова совпадают с делом. Однако в большинстве крестьянских обществ сказать правду — значит проиграть в борьбе за редкие ресурсы, а успеха часто добивается тот, кто обманывает. Так же в авторитарных и репрессивных режимах — там, говоря правду, человек зачастую ставит себя под удар. Поэтому чтобы предсказать поведение представителей таких культур, нужно, наверное, их ответы выворачивать наизнанку.

Кроме того, важно понимать, что на результат опроса во многом влияет формулировка вопросов. Например, одно из исследований World Values Survey,...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ