Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть
уважаемым делом

Если топ-менеджеры не добивались роста цен на акции, то их попросту высмеивали в деловой прессе.

Автор: Роджер Мартин

Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

читайте также

Советы тем, кто боится отпуска

Тристан Элизабет Гриббин

Полная победа филантропии

Сюзан Вулф Диткофф,  Эйб Гриндл

Как эффективно работать с незнакомыми людьми

Ребекка Цукер

Александр Галицкий: «Одна из проблем России в том, что мы убили стайерство»

Павел Кантышев/"Ведомости"

Мне хочется поразмышлять о нарастающей нездоровой шумихе вокруг бизнеса, особенно вокруг известных компаний, бумаги которых обращаются на бирже. Мне кажется, мы переместились — при этом совершенно непреднамеренно — в такие условия, при которых при управлении корпорациями их топ-менеджеры принуждаются к такой форме существования, которая по сути является неестественной для экономики и общества. И в ходе своей противоестественной профессиональной жизни они утрачивают моральные ориентиры и играют в игры, которые заставляют их чувствовать себя еще более далекими от этических норм. Это обсуждение невозможно уместить в одной статье, но я постараюсь быть кратким.

В глубине души мы все — существа общественные. Мы неравнодушны к окружающему нас социуму. Вот почему даже когда индивидуумы занимаются исключительно антисоциальной деятельностью, они делают это в сплоченных группах, будь то Якудза или Аль-Каида. Это потому, что как существа общественные мы находим львиную долю счастья в жизни благодаря своим отношениям с некой общностью, каким бы ни было ее определение и предназначение. Мы мечтаем быть: а) уважаемым членом группы, б) которую мы уважаем и в) которую уважают люди вне нее.

Спортсмен Дрю Брис счастлив, потому что он — ценный член New Orleans Saints, которую он считает самой лучшей командой Национальной футбольной лиги; куча людей вне New Orleans Saints уверены, что она — потрясающая футбольная команда, и они правы! Saints выиграли Суперкубок, а Брис как раз был ее самым ценным игроком. Все на месте — впрочем, у профессиональных спортсменов счастье имеет тенденцию стремительно исчезать после ухода из спорта, потому что вышеназванное уравнение полностью распадается.

В отличие от спортивных звезд, члены преступных организаций, таких как Якудза и Аль-Каида, обладают лишь некоторой долей блаженства, потому что на них работают только две из трех частей «троицы счастья». Да, они — ведущие участники сообщества, которое они ценят, но большинство людей вне их группы думают, что их надо изловить, посадить в тюрьму или казнить.

Топ-менеджеры тоже хотят быть счастливыми. В более незамысловатую и добрую бизнес-эру пятидесятых и шестидесятых это было гораздо проще. Сообщества, к которым принадлежали высшие руководители, были взаимодополняющими и аутентичными.

Представьте себе топ-менеджера Boeing в те годы. Он чувствовал себя ценным членом команды руководителей. Поскольку Boeing был серьезной успешной корпорацией, которая внесла значительный вклад в победу союзников во Второй мировой войне, он гордился своим участием в этой команде и купался в лучах славы среди людей вне корпорации, которые считали Boeing великой американской компанией — технологическим лидером и одним из самых крупных экспортеров в стране. И хотя Уильям Боинг, ее любимый основатель, продал свою долю акций еще в 1934 году, он наверняка чувствовал общность интересов с постоянными акционерами компании. Отправляясь на работу, он мог гордиться тем, что делал в интересах своей команды, города, клиентов и акционеров — всех этих сообществ, частью которых он искренне себя мыслил.

Теперь перенесемся в XXI век. С начала восьмидесятых годов целью корпорации стало максимизировать прибыль акционеров — такова новая мантра. Владение акциями стало мимолетным и непрозрачным. Трейдеры каждый день меняют свои позиции, основываясь на мизерных колебаниях цен, а большинство акций находятся в форме «на предъявителя», то есть не зарегистрированы на конкретного человека, поскольку находятся в доверительном управлении у паевого или пенсионного фонда, посредника между корпорацией и акционерами.

В 2001 году в интересах максимизации прибыли этих окончательно отделенных от компании владельцев Филип Кондит, который в то время был гендиректором Boeing, объявил тендер, чтобы найти наилучшее место для перебазирования штаб-квартиры корпорации. Город Чикаго дал самую большую муниципальную взятку ради того, чтобы Boeing переехал туда из своего дома на северо-западе. Краткосрочные акционеры выдавливали из компании все больший и больший рост прибылей. Пытаясь удовлетворить эти запросы, Boeing стал участвовать в коррупционных схемах и промышленном шпионаже, которые повлекли огромные штрафы, тюремные сроки и вынужденную отставку Кондита, а затем и его преемника на посту.

Без сомнения, у такого явления, как моральное падение Boeing, было много причин. Но одной из основных был, конечно, переход от сообщества долгосрочных акционеров к краткосрочным и неизвестным, а также подмена подлинной миссии компании: теперь она заключалась не в том, чтобы производить прекрасные самолеты и предоставлять хорошие рабочие места, а добывать больше прибылей акционерам. В результате этого стало возможным уничтожить рабочие места в Сиэтле и создать их в более дружественном для прибыли акционеров Чикаго. Стало допустимым обойти или даже напрямую нарушить правила, и все для того, чтобы увеличить заработки довлеющего сообщества безликих, безымянных временщиков. А если топ-менеджеры не добивались роста цен на акции, то их попросту высмеивали в деловой прессе.

Итак, сообщество менеджеров Boeing стало делать все возможное, чтобы удовлетворить ненасытных акционеров, которые готовы были сбросить свои ценные бумаги в любой момент без всяких на то объяснений. Эта модель очень далека от здорового сообщества. Но так же, как бандиты из Якудзы или Аль-Каиды, каждый из нас (и менеджеры Boeing не исключение) хочет быть частью общности, хотя бы и нездоровой. Поэтому руководители высшего звена из корпораций смотрят в рот проповедникам прибыли акционеров и из кожи вон лезут, чтобы стать ценными членами группы, которую они уважают и которую ценит внешнее сообщество приверженцев высоких цен на акции. Все это совершенно противоестественно.