Про нищих | Большие Идеи

・ Этика и репутация


Про нищих

Вопрос «подавать или не подавать — непростой.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

«Осторожно, газлайтинг!»: что делать, если менеджер манипулирует сотрудниками

Мита Маллик

Страшный Tesla: почему мы не можем довериться беспилотным автомобилям

Имран Кронк,  Картик Хосанагар

Как научиться спорить с максимальной пользой

Шейн Сноу

Кто виноват в проблемах GE

Роджер Мартин

Когда я по утрам еду в офис, то периодически стою в пробке на одном и том же перекрестке. И там долгое время среди машин побирался парень без ноги. Вопрос «подавать или не подавать» — непростой. Если человек действительно беден, подать надо. А если он врет? В случае с этим парнем я нашел для себя выход. Когда он в очередной раз подошел ко мне, я вместо денег дал ему свою визитку и сказал: «Приходи. Скажешь охране, что к Бережному, и покажешь эту визитку. Я дам тебе работу. Будешь честно зарабатывать хорошие деньги».

Он не пришел. Видимо, ходить среди машин на перекрестке ему нравится больше. И это – проблема. Я убежден, что быть рабочим и стоять у станка престижней, чем бегать по улицам в виде «живого бутерброда» или мерзнуть, паркуя машины. Что может ответить парковщик или «живой бутерброд» на вопрос сына: «Папа, где ты работаешь?» Не представляю. А сотрудники наших фабрик могут, гуляя с сыном, показать ему людей, которые обуты в обувь, сделанную их руками. Важно это? Мне кажется, что да. Должен человек стремиться к достойной работе, за которую не стыдно? Вроде бы, ответ очевиден. Но на практике — на рынке труда наблюдается дефицит кадров, и «кадры», чувствуя это, повышают требования к работодателю.

Я всегда делил сотрудников на две категории. Первые говорят: «ОК, я согласен сделать это, но скажите, что мне за это будет». А другие: «Я знаю, что это нужно сделать, и сделаю. И ты увидишь, что я за это заслуживаю». Первые, на мой взгляд, никуда не годятся: если человек рассчитывает на что-то экстраординарное, он сначала должен предложить компании что-то экстраординарное. Но сегодня я вижу рост как раз первой категории. Есть масса специальностей, в которых рост зарплат давно «догнал и перегнал» производительность труда. И это, как говорится, чревато.

Наши политики заявляют, что средняя зарплата россиян, эквивалентная 526 долларам в 2007 году, вырастет к 2020 году до 2,7 тысяч долларов. А ВВП России к 2025 году в пересчете на душу населения достигнет 50% от уровня США, а в 2030 году — 70%. Все замечательно, цели поставлены прекрасные, и я как человек, который хочет, чтобы его дети жили в этой стране, чтобы они могли спокойно гулять по улицам, всеми руками «за». Но! Эксперты говорят, что для достижения таких показателей жизненного уровня населения производительность труда в России необходимо будет увеличить как минимум в 2,5 раза. Кто это будет делать? Львиная доля персонала российских компаний — люмпены, которых не интересуют даже такие традиционные ценности, как рост зарплаты и карьера, и которые будут трудиться только из-под палки. Что с ними делать?

Эффективность компании есть сумма эффективности всех ее бизнес-процессов. А эффективность каждого отдельного бизнес-процесса соответственно завязана на эффективности сотрудников, занятых в том или ином процессе. Если на входе я имею люмпенов, которым проще просить милостыню, парковать машины, или получать мало на работе у меня и не напрягаться, чем учиться, стараться, расти и на выходе получать почет, уважение и много денег, — то рано или поздно мой бизнес ждут глобальные проблемы. И я не верю, что если эти проблемы будут у меня и у тысячи других таких же компаний, то это будут только наши проблемы. Моя точка зрения: сначала рост производительности в 2,5 раза, а уже затем средняя зарплата в 2,7 тысяч долларов. Иначе не получится.