Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Феномены

Выгоднее, чем повышение оклада

25 ноября 2016

Выгоднее, чем повышение оклада

Как работает мотивация через корпоративные пенсии

Какую пенсию вы должны получать, чтобы не нуждаться на старости лет? Не стоит думать, что это субъективный вопрос. Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) – не менее 40% от прежнего заработка. В России в 2015 году по данным Росстата этот коэффициент замещения достиг 35,3%. Но может снова снизиться - ведь в этом году пенсии индексировались только на 4%. Не стоит забывать, что это показатели для усредненного россиянина, который в августе этого года зарабатывал 35 405 рублей. Чем выше зарплата, тем меньшую ее долю будут составлять ваша будущая государственная пенсия. Работник  с окладом 70 000 рублей получит, выйдя на покой, уже около 18% от привычного дохода, а топ-менеджер с зарплатой 250 тыс. руб. – вообще только 5%. И то не гарантировано.

Единственный выход из такой ловушки - копить на пенсию самостоятельно. Дополнительную подушку пенсионной безопасности можно формировать как единолично, так и через корпоративную пенсионную программу. Если, конечно, вам повезло и она есть в вашем соцпакете.

Вспомните пожилых, но бодрых западных путешественников, наводнивших туристические центры по всему миру. Большинство из них не надеется на государственную пенсию. Деньги на увлекательную старость они получают от негосударственных пенсионных программ, в основном корпоративных (сокращенно – КПП). Люди добровольно откладывают каждый месяц из зарплаты деньги на старость, а их компания добавляет к ним свой взнос и следит, чтобы средства попали в надежный и выгодный негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эта культура пенсионных накоплений, привычка заранее и вместе с работодателем думать о сохранении привычного уровня жизни после выхода на пенсию.

Подобные программы начали работать и в России. «Всплеск интереса к КПП относится к началу 2000-х гг., - рассказывает партнер PwC Карина Худенко. - Пенсионные программы уже существовали у многих российских компаний, но в основном они пользовались услугами кэптивных (то есть афилированных с компанией-работодателем) пенсионных фондов. Но в начале 2000-х КПП в России стали активно вводить международные компании, выбирая НПФ на открытом рынке».

Сейчас из 85 миллионов россиян трудоспособного возраста более 5,3 миллионов уже участвуют в добровольной пенсионной системе (данные ЦБ). А пенсионные резервы – то есть средства под управлением фондов, полученные в рамках программ негосударственного пенсионного обеспечения – превышают 1 триллион рублей.


КПП есть у Сбербанка, «Почты России», «Лукойла», «АвтоВАЗа», «Ростелекома» и многих других компаний. По данным последнего исследования PWC, 39% из числа опрошенных компаний (117 организаций из 16 отраслей) уже внедрили КПП на момент опроса, а 9% компаний планировали сделать это в ближайшее время. В первую очередь речь идет о компаниях из финансового сектора, металлургии, энергетики и производителях товаров народного потребления.

Сотрудникам нововведение приходится по душе. Более 50% работающих россиян готовы принять участие в КПП, если она появится в их компании, гласит прошлогоднее исследование РСГУ. Ежемесячно они согласны отчислять на программу 7,4% от своей зарплаты. Сами компании считают КПП не только способом продемонстрировать свою социальную ответственность и усилить hr-бренд, но и одним из самых эффективных инструментов кадровой политики. 

И НАЧАЛЬНИК, И ПОЧТАЛЬОН 

Мотивировать сотрудника можно разными способами. В ход идет многое: от уже привычных медстраховок до талонов на кофе. Но подчеркнуть долгосрочность взаимоотношений с работником лучше всего именно с помощью пенсионной программы. Это можно назвать мотивационным планом, рассчитанным на долгое время.

На каждый внесенный сотрудником рубль компания, как правило, добавляет один-два своих. Деньги, удержанные из зарплаты сотрудника, в любом случае останутся в его распоряжении. А вот доступ к средствам, внесенным работодателем, он получит только при соблюдении ряда условий. Их можно привязать к KPI, настроив систему мотивации «под себя». Но самое распространенное условие – необходимость отработать в компании определенное количество лет. В финансовой сфере, как правило, устанавливаются достаточно короткие горизонты: 2-3 года, в то время как, например, на производственных предприятиях горизонт увеличивается до 5-10 лет.

Эта схема успешно работает и для топ-менеджмента, и для рядовых сотрудников. Как пишут «Ведомости», «Почта России», где зарплаты все еще ниже, чем в среднем по стране, удерживает сотрудников гарантиями и льготами – в частности, КПП. Спрос на КПП виден со стороны крупных организаций в моногородах: для них важно обеспечить достойный уровень жизни своих работников после окончания трудовой деятельности. Например, подобная программа действует и на Челябинском трубопрокатном заводе, пишет РБК. Завод с 2011 г. обслуживался в НПФ Европейский (сейчас – НПФ «САФМАР»). Сотрудница завода Ирина Тихонова отчисляла по 3 500 рублей в месяц, но всего пару лет. Завод также делал взносы на ее пенсионный счет. На пенсию она вышла три с лишним года назад. Первые два года КПП давала ей прибавку, сравнимую с государственной пенсией, - по 10 000 рублей в месяц, затем размер прибавки, в соответствии с договором, уменьшился.

100% ДОХОДНОСТИ ЗА СЕКУНДУ 

Заблуждением было бы считать, что КПП интересно только без пяти минут пенсионерам. 30 лет – таков средний возраст персонала российского подразделения компании MOTUL, производителя высококачественных смазочных материалов. Здесь отчисления работников на КПП софинансируются в пропорции 1:1. Но доступ к 50% вложенных компанией средств открывается только через два года, к 100% - через четыре года (это называется «вестинг»). После этого срока сотрудники могут по-прежнему откладывать вместе с компанией на будущую пенсию, а могут забрать накопленные деньги. 

«Фактически получается 13-я зарплата, отложенная по времени, - объясняет интерес работников к программе финансовый директор MOTUL в России Юлия Арсланова. – Конечно, не все сотрудники участвуют в программе. Когда мы запускали ее три года назад (одной из целей было замотивировать людей после обвала рубля), скептиков было немало. Они считали, что вложенные деньги через несколько лет обесценятся. Помогли расчеты – с цифрами на руках мы показали, что ни один рублевый инструмент не обеспечит такой доходности, как КПП. Начнем с того, что к каждому внесенному работником рублю компания добавляет рубль от себя. Это сразу дает 100% доходности».

К этому надо прибавить инвестиционный доход НПФ, который, по закону, не может быть отрицательным. В случае потерь фонд должен компенсировать их из собственных средств.

Наконец, свою лепту вносят налоговые льготы. «Если работник самостоятельно финансирует часть пенсии, то он может получать социальный налоговый вычет, причём делать это можно централизованно через компанию. Для участия предприятия также предусмотрено налоговое стимулирование - пенсионные взносы по договору с НПФ не облагаются социальными налогами, таким образом, компании дешевле перечислить сотруднику взнос на пенсию, чем, например, выплатить ту же сумму в качестве заработной платы», – объясняет Иван Соколов, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами НПФ «САФМАР».

ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ

Недавно в одном из банков, входящих в топ-15, был проведен опрос среди сотрудников – чем их привлекает негосударственная пенсия. Главными аргументами оказались простота и выгодность. «Бывает трудно на постоянной основе откладывать определенную сумму на будущее: всегда находится что-то, на что можно потратить деньги сейчас», - объяснил один из опрошенных. С КПП часть его зарплаты отправляется в копилку еще до того, как он получит ее на руки.

Другой сотрудник подчеркнул, что благодаря КПП ему не надо сравнивать доходности разных инструментов, регулярно перекладывать средства в банк или УК с лучшими условиями, самому заполнять бумаги на налоговый вычет – все это делается в рамках программы. Третий отметил, что у его работодателя больше возможностей, чем у него самого, проверить надежность фонда. К тому же действует тот же закон, что и с корпоративной сотовой связью: компания добьется лучших условий, нежели каждый из ее сотрудников по отдельности.

А что говорят те, кто отказывается участвовать в КПП? Ответ на этот вопрос социологи получили, опросив работников из крупнейших городов России. Главный аргумент – недоверие к российской пенсионной системе в целом, а также нехватка информации о корпоративных программах. Еще две популярных причины отказа – неверие, что удастся дожить до пенсионного возраста, и отсутствие свободных средств.

ПРИВЫЧНАЯ ДИКОВИНА

Большая часть клиентов, которые уже внедрили такие программы или находятся в процессе принятия решения, – это российские подразделения международных компаний. Такие компании часто стараются предлагать во всех странах присутствия схожий пакет льгот для сотрудников. Вопрос, который они поднимают (и могут возвращаться к этому вопросу несколько лет подряд) – правильное ли сейчас время, чтобы внедрить программу в России?. Поводом для положительного решения может стать борьба с текучкой дефицитных кадров, необходимость мотивировать персонал в кризисные времена и даже… цепная реакция. Так, в 2004 г. российское подразделение одного из крупнейших табачных производителей объявило о запуске КПП. Через несколько лет эта программа была у всех ее основных конкурентов.

КПП прочно вошли в жизнь западных компаний и можно смело предсказывать их будущее в России. По мере того, как в нашей стране забота о пенсии будет все больше перекладываться на самих работников и их работодателей, КПП повторит судьбу ДМС - из диковины станет неотъемлемой частью соцпакета.

НПФ «САФМАР»: ФАКТЫ, ЦИФРЫ, КОММЕНТАРИИ

НПФ «САФМАР» работает в России с 1994 года. В 2004 году его владельцем стал Райффайзенбанк, и фонд получил название НПФ «Райффайзен». В октябре 2015 года фонд был приобретен группой БИН (сейчас – Финансовая группа «САФМАР») и сменил бренд на НПФ «САФМАР». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило фонду высший рейтинг надежности А++. НПФ «САФМАР» - участник системы гарантирования прав застрахованных лиц, член Ассоциации НПФ и Ассоциации Европейского Бизнеса. Входит в Финансовую Группу «САФМАР», одну из крупнейших финансовых групп в России. В сентябре 2016 г. НПФ «САФМАР» завершил реорганизацию, присоединив три НПФ - «Европейский пенсионный фонд», «Регионфонд» и «Образование и наука».


Инфографика


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ