Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Феномены

20 марта 2010

Государство в партнеры

Последние пятнадцать лет российские компании главным образом налаживали бизнес на постсоветском пространстве. Теперь пришло время осваивать дальнее зарубежье. Это естественный этап эволюции. Те же тенденции характерны для Бразилии, Индии и Китая: в 1990 году внешние прямые инвестиции развивающихся стран составляли $147 млн, в 2004 — уже $1 трлн.

Выходя за пределы национальных границ, компании не только осваивают новые рынки сбыта, но и включаются в процесс международного обмена знаниями, без которого невозможно создавать высокотехнологичные продукты. Правительства развивающихся стран заинтересованы в этом и, как правило, активно поддерживают внешнюю экспансию «своих» компаний. В рамках проекта «Стратегический аудит России» Центра стратегических разработок Правительства РФ мы провели исследование: изучили успешный опыт развивающих стран (уделив особое внимание Индии, Китаю и Бразилии) и обобщили трудности, с которыми сталкиваются их компании.

Как показывают исследования Джозефа Баттата (Battat Joseph. Chinese Outward Foreign Direct Investment. World Bank Survey FIAS/MIGA Firm Survey, 2005) и группы эстонских ученых (Varblane U., Roolaht T., Reiljan E., Juriado R. Estonian Outward Foreign Direct Investments. University of Tartu, discussion paper No 9, 2001), большинству компаний, выходящих за пределы страны, мешает несколько факторов: • недостаток информации о стране — объекте инвестиций; • нехватка ресурсов (в том числе денег и управленческих навыков); • изъяны внутреннего нормативно-правового регулирования; • слабая инфраструктура; • негативный имидж страны.

Анализ мирового опыта и наше исследование шести российских, шести индийских и шести китайских преуспевающих международных компаний свидетельствуют о том, что прямая финансовая помощь отдельным предприятиям неэффективна. Во-первых, неясны критерии отбора таких компаний, а во-вторых, ресурсов государства на всех желающих никогда не хватит. Гораздо целесообразнее продумать меры, полезные всем компаниям, —...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ