Культурный разлом | Большие Идеи

・ Феномены


Культурный разлом

Образ жизни Российской Федерации — главная проблема нашего общественного сознания сегодня.

Автор: Анатолий Ермолин

Культурный разлом

читайте также

Сотрудники по вызову: кто и почему работает в Uber, Lyft и других сервисах с повременной оплатой

Алекс Розенблат

Кто обжигает горшки

Елена Евграфова

Глава Duke Energy о том, как он научился работать с «зелеными»

Роджерс Джеймс

Кризис двадцатилетних: что делать, если взрослая жизнь не удалась

Кристин Хасслер

Российские военные и политики традиционно недолюбливают американцев. Недолюбливают, но уважают. Американцы — нация аналитиков и менеджеров. Всё лишнее, не имеющее отношения к сегодняшнему бизнесу и его завтрашним перспективам, безжалостно отсеивается. Также лаконично, скупо и гениально просто американцы определили главные составляющие своей национальной безопасности: территория, население, материальное богатство, образ жизни.

Предлагаю взять такой подход за основу размышлений об угрозах российской национальной безопасности и пойти путём исключения позиций, бесспорных и взаимно приемлемых для всех традиционных политических спорщиков России. Я не знаю ни одного российского политика, готового публично поставить под сомнение вопросы территориальной целостности, сохранения численности населения, сбережения природных богатств и экономического потенциала России. Значит, вся проблема — в образе жизни.

Образ жизни Российской Федерации — главная проблема нашего общественного сознания сегодня. Государственные элиты, отвечающие за конструирование такого образа, мягко говоря, «сели в лужу». Взамен этой непростой и ответственной работы они приняли на вооружение манипулятивные технологии управления общественным сознанием, углубляя тем самым острейший социокультурный кризис нации и цементируя нашу неспособность адаптироваться к новейшим глобальным вызовам человечества.

Реакция населения России на украинские события явно демонстрирует, что как нация мы утратили цельную картину о перспективах собственного развития, и если элиты раскололись на сторонников того или иного пути развития для страны, то 80% населения России вообще никому не верят, не видят никакого выхода из кажущегося хаоса и испытывают постоянный прилив с трудом сдерживаемой агрессии.

Незадолго до событий на Майдане подвозивший меня водитель-частник, оказавшийся офицером запаса, честно признался: «Ничего не понимаю! Все кругом врут, болтают — взял бы автомат и перестрелял всех!». Сегодня солдаты «психологической войны» с утра до вечера объясняют нам, «что делать» и «кто виноват». Что же происходит с нашим обществом на самом деле?

Блестящий прогноз происходящему в России наших дней ещё в 1951 году дал наш соотечественник, пассажир «философского парохода» Иван Ильин. Его теория о трансформации «государства-учреждения» в «государство-корпорацию» позволяет на нейтральной терминологической основе, без злоупотребления такими понятиями как «тоталитаризм — демократия», разобраться в сути происходящих с нами процессов.

Читаем: «Корпорация (например, кооператив) состоит из активных полномочных и равноправных деятелей. Они объединяются в единую организацию по своей свободной воле. Они имеют общий интерес и вольны признать его или отвергнуть. Если они признают его и входят в эту корпорацию, они тем самым имеют и полномочие действовать для его удовлетворения.

Напротив, жизнь учреждения (например, больницы, гимназии) строится не снизу, а сверху (даже и тогда, когда само учреждение учреждено всенародным голосованием). Люди, заинтересованные в жизни этого учреждения, получают от него благо и пользу, но не формулируют сами ни своего общего интереса, ни своей общей цели … Они пассивно принимают от учреждения заботы, услуги, благодеяния и распоряжения. Не их слушаются в учреждении, а они слушаются в учреждении… И поскольку государство есть учреждение, постольку народ в нём не управляет собою и не распоряжается, а воспитывается, опекается и повинуется».

Для визуального обозначения двух описанных Ильиным типов государственного устройства в первом случае можно использовать «пирамиду», символизирующую генетически знакомую нам вертикаль власти и, во втором случае, «круглый стол» — артель, корпорацию, круг независимых или, говоря словами Гоши — героя Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит» — «суверенных личностей», т.е. партнёров.

Как видно из размышлений Ивана Ильина «государство-учреждение» и «государство-корпорация» предлагают своим гражданам очень непохожие друг на друга уклады жизни, которые, говоря на языке современной социальной психологии, определяют сильно отличающиеся друг от друга «индивидуальные системы ориентации в социуме» каждого конкретного человека.

Настоящие проблемы начинаются тогда, когда общество раскалывается на носителей диаметрально противоположных систем персональной ориентации, не способных конструктивно взаимодействовать друг с другом по причине разного «программного обеспечения» или, как говорят компьютерщики, несовместимости «софта».

Не зря Ильин предупреждает, что «самое гнусное» для России время будет связано с переходом от государства- учреждения к государству-корпорации. Прогноз сбывается – внутри одной нации мы всё глубже раскалываемся на носителей двух разных видений государственного менеджмента и приверженцев двух культурных систем со своими собственными представлениями о ценностях и политических правах граждан.

В этой ситуации исключительно возрастает роль национальных элит и ответственных политиков, которые обеспечивают безопасный переход нации от устаревшей модели мышления к новой – более перспективной для её дальнейшего развития. Общая драма и России, и Украины состоит в том, что за несколько десятилетий после развала СССР они не сумели создать ответственный политический класс и новые культурные элиты, способные реализовать этот филигранный социальный инжиниринг.

О том, какие ментальные модели в большей степени соответствует вызовам и угрозам современного мира читайте в моих следующих публикациях.

Читайте по теме: