Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Феномены

Предпринимательство заведомо порождает неравенство

27 марта 2014

Предпринимательство заведомо порождает неравенство

«Неравенство дурно. Неравенство опасно. Рост неравенства подвергает опасности всю систему».

Неравенство в распределении материальных благ ныне беспокоит всех — рядовых граждан и политических деятелей, экономистов и, разумеется, лидеров бизнеса. К сожалению, смысл дискуссии зачастую искажается, с одной стороны, упрощенными схемами, а с другой — упорным нежеланием вникать в ситуацию. Но даже грубые, заносчивые и элитистские высказывания венчурного капиталиста Тома Перкинса не должны (как бы они ни были противны) послужить предлогом для того, чтобы отвернуться от истины — или, если угодно, «от грязного маленького секрета»: предпринимательство, этот признанный двигатель экономического роста, всегда усиливает локальное неравенство, по крайней мере, на какое-то время.

Продав за $19 миллиардов WhatsApp, Кум и Эктон в одночасье сделались богаче всех соседей. Стремительный взлет цен на недвижимость в бостонском квартале Boston Innovation District вынуждает уйти тех самых предпринимателей, которые сделали этот район привлекательным. А ведь по соседству цена аренды не утроилась с 2010 года, как здесь. «Творожные волнения» в Тель-Авиве (2011) отчасти были связаны с появлением в городе новых богачей, из-за которых жизнь в городе стала не по карману «обычным людям», появились вызывающе роскошные рестораны, а пентхаусы ценой в десять миллионов долларов на берегу Средиземного моря заслонили привычный вид старухам, чьи родители основали сто лет назад этот город. Свежее движение против корпоративных автобусов (так называемых Google Buses) подпитывается схожими опасениями: старики и инвалиды боятся, что их выселят из любимых пригородов, которые захватят хорошо оплачиваемые технари и акционеры, готовые платить за гараж больше, чем стоит комнатка в государственном доме престарелых. В Сиэтле, на родине Amazon и Microsoft, люди стояли в пикете с плакатами «Центрификация не пройдет».

Неравенство в самом широком смысле слова — это, как ни парадоксально, суть и смысл предпринимательства: бизнесмен вкладывает ум и энергию в освоение новых рынков, создание огромных капиталов порой за очень короткий промежуток времени, чаще лет за десять и более. Награду получают самые сметливые и готовые к риску, те, кто пробивается к успеху: их прибыль многократно превышает среднерыночную, то есть нарушает равенство. Самое успешное предпринимательство называют «подрывным» — ныне этот термин служит вместо заклятия. «У нас подрывная бизнес-модель, подрывные технологии, мы подорвем рынок», — только и твердят создатели стартапов. У Amazon подрывные книжные магазины и прочие подрывные розничные цепочки, у Zipcar подрывная система аренды автомобилей, у Netflix подрывные кинотеатры и кабельное телевидение, Airbnb подрывает отельный бизнес, а Bitcoin нацелился на глобальную систему платежей. Но этот эпитет изначально отнюдь не был позитивным: это же самое слово означает «тревожный», «нарушающий порядок», «приводящий в смятение» и даже «губительный». И хотя в последнее время «подрывные инновации» прославляются как двигатель успеха, я бы не советовал забывать исконное значение этого слова.

Очевидно, что сразу все бизнесмены не смогут выиграть, поскольку успех обеспечивается лишь тем товаром, который обладает выдающейся ценностью в глазах покупателя. Значит, удача по определению суждена лишь одному-двум процентам игроков. Это все равно что участвовать в беге с препятствиями, перепрыгивая через множество преград на пути к золотой Олимпийской медали, оставляя соперников валяться в пыли.

Само по себе предпринимательство может работать на благо общества: проталкивать инновации, обеспечивать новые рабочие места, повышать уровень и качество жизни, платить налоги — все это оно теоретически может, а во многих странах, в том числе и США, вдобавок и широко занимается благотворительностью.

Но в своей книге я обсуждал другую сторону: успешный бизнес может также повысить цены на жилье и налоги. А возрастание стоимости личных услуг может оказаться губительным для здравоохранения и государственного образования: нувориши попросту оставят прозябать эти системы и уйдут учиться и лечиться в частные институты.

Новые предприниматели могут уничтожить старые, проверенные цепочки производства и поставок, оставив людей без работы, они могут дезорганизовывать и создавать эти цепочки заново, попутно разоряя владельцев акций старых компаний.

Так хорошо или плохо то неравенство, которое порождается новым поколением предпринимателей?

Очевидно, в отсутствии системы, которая гарантировала бы продвижение по заслугам, неравенство превращается в разъедающую общество язву. Когда наверху 1% бессовестно богатеет, а внизу 20% населения теряет веру в завтрашний день, неравенство становится частью социальной структуры, складывается порочный круг безнадежности, отказа от амбиций, заведомой обреченности на неуспех, потери и чувства достоинства, и реального статуса.

Неравенство может также оказаться великим стимулом, подогревать амбиции, порождать инновации, побуждать делать новое дело. Когда кто-то из соседей или знакомых отваживается начать собственный бизнес и попадает в число немногих счастливчиков, кому удается преуспеть, то и мои мечты оживают, передо мной открывается новый заманчивый путь: я вижу возможность выбиться в люди и продвинуться вперед. О чем прежде и не задумывался.

Так что же? Готового ответа у меня нет, да и не верю я в панацею от всех социальных болезней. Верю в другое: в честный и разумный диалог. Не стоит приукрашивать реальность и заметать «грязный маленький секрет» бизнеса под половик. Закрывать глаза на жестокое неравенство, порождаемое капиталистической инициативой, бессмысленно: это не поможет обществу ни получить выгоду от позитивных последствий предпринимательства, ни смягчить его негативный эффект. Я также уверен, что не помогут и меры, направленные на подавление бизнес-активности, и наоборот: социальная и экономическая жизнь наладятся, если эту инициативу во всех слоях общества поощрять с помощью образования, кредитов, социальной рекламы и других форм поддержки. Поскольку мы видим, что мы нуждаемся в росте предпринимательской инициативы, научимся же иметь дело и с порождаемым ею неравенством.

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ