Количество стартапов не показатель экономического благосостояния | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Количество стартапов не показатель
экономического благосостояния

Каждый, кому удалось построить успешную компанию, знает, что ей требуется 15—20 лет, чтобы прижиться на рынке.

Автор: Дэниел Айзенберг

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

читайте также

Внимание к деталям. Беседа с Юлией Бевзенко

Анна Натитник

Чтобы спасти компанию, одной крутизны недостаточно

Роджер Мартин

Конкурс "Лидерский минимум" СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВУЗОВ

Все на новенького: как руководителю завоевать признание коллектива

Алексей Штейнгардт

Чем больше новых компаний, тем лучше. Так ли?

Это расхожее мнение. К примеру, недавно Washington Post опубликовала статью, озаглавленную: «Компании закрываются быстрее, чем открываются. Что может сделать Конгресс?» Да, на первый взгляд это выглядит тревожно. И все-таки неужели стартапы — это заведомое благо? Разве одна из аксиом экономики не гласит, что хорошо функционирующий рынок — это много рождений и смертей, что слабые компании, в том числе тысячи предприятий, где число сотрудников равно одному, быстро исчезают, потерпев поражение? А крепкие, растущие компании в условиях правильно организованного рынка укрепляются и обеспечивают занятость и общее процветание экономики и общества.

Отождествление стартапов с предпринимательством и шире — с «динамичным бизнесом» так распространилось, что запутывает и самые глубокие исследования. Например, известный Брукингский институт недавно взялся объяснять затянувший упадок американского предпринимательства. Чем же подтверждается этот «упадок»? Все больше компаний ухитряется выживать и расти на протяжении 16 лет и долее. То есть в основе этого исследования принятая за аксиому мысль, будто долгожители «застаиваются» и не склонны к инновациям и развитию. Авторы исследования, как и многие другие специалисты, подразумевают, а то и открыто заявляют, что эти динозавры подавляют предпринимательский дух Америки (к числу динозавров, забывших об инновациях, относятся, видимо, eBay, Google, Starbucks, Netflix, Apple, Cisco, Boston Scientific и Dell). В поисках причин такого упадка авторы отчета Brookings ссылаются и на сокращение числа новых компаний, зарегистрированных в тот же период времени. Вывод ясен: «Америке нужны стартапы».

Опасность таится в безоговорочном принятии тех предпосылок, на которых основаны подобные отчеты, то есть «много устойчивых компаний — страшная опасность для предпринимательства, а быстрый крах только что возникшего бизнеса — сам по себе дурной знак». (Заметьте, что Германия за последние 30 лет пережила точно такой же «упадок», и большинство экспертов признают экономику этой страны весьма стабильной и сильной. И кто решится сказать, будто компания Alibaba отстает от всех в области инноваций, забыла о прогрессе, пусть ей уже и 16 лет). Накопившиеся факты свидетельствуют, что сокращение числа стартапов сочетается с ростом дохода на душу населения: чем больше в стране новых компаний, тем ниже ВВП.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Создатели устойчиво растущих компаний и те, кто инвестировал в них средства (как автор этой статьи), естественно, радуются их выживанию и росту. Каждый, кому удалось построить успешную компанию, знает, что ей требуется 15—20 лет, чтобы прижиться на рынке. WhatsApps — это редкое исключение, а не правило.

Масштабные, растущие компании (назовем их скейлапами (от англ. scale-up), чтобы отличить от стартапов) и есть плод устойчивого, жизнеспособного предпринимательства, благодаря которому экономика развивается, увеличивается количество вакансий, повышается качество жизни, появляются инновации. Эти скейлапы — молодые и не очень молодые фирмы — находятся под управлением лидеров, нацеленных на рост. В любой период своей жизни такие компании могут выйти на новую траекторию роста. Все исследования подтверждают: активно растущие организации, как правило, не моложе, а старше 16 лет, и именно они — основной источник экономического развития, хороших вакансий, устойчивости и благосостояния экономики страны. Стартапы легче пересчитать, но сами по себе они не оказывают на экономику того позитивного воздействия, которое обеспечивает рост уже существующей компании.

Ближайшие два месяца мы будем участвовать в международном проекте, посвященном именно предпринимательской деятельности скейлапов и их позитивному влиянию на общество и экономику. Первый этап проекта приурочен к ноябрьской Международной неделе предпринимательства (http://www.gew.co/), во время которой миллионы людей из 140 стран примут участие в 10 000 мероприятий на тему стартапов. Разумеется, для здоровья экономики нужны и стартапы (а также крупные корпорации, семейный бизнес и микропредприятия), но все же мы полагаем, что скейлапы заслуживают большего внимания, нежели уделяется им сейчас.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Желая расширить и углубить разговор на эту тему, мы подготовили «Декларацию скейлапов», которую и предлагаем в качестве исходного пункта для дискуссии о задачах и целях бизнеса в XXI веке.

Итак, мы провозглашаем:

  • С самых начал человеческого общества предпринимательство — это создание новых ценностей за счет роста. То есть масштабирование бизнеса всегда оказывало позитивное воздействие на общество и экономику.
  • Успешные бизнесмены всегда составляли, составляют и будут составлять неотъемлемую часть социума как источник вакансий и богатства, как инноваторы и традиционно филантропы.
  • Великие предприниматели оказывают благотворное влияние на общество прежде всего тем, что быстро наращивают объемы производства, а затем вкладом в социум становится сам их успех — они служат ролевыми моделями; они также вкладывают свои знания в качестве менторов и учителей и инвестируют полученную прибыль в развитие следующего поколения предпринимателей.
  • Читайте материал по теме: Как талант победил капитал
  • Масштабное мировоззрение — это мощное честолюбие, побуждающее безостановочно растить компанию, обозначать свое присутствие на рынке. Именно в этом заключается важнейшее психологическое влияние успешных скейлапов на бизнес-среду.
  • Навыки лидеров скейлапов — умение первыми выводить свои продукты и услуги на старые и новые рынки, привлекать и наращивать человеческий, финансовый и клиентский капитал, быстро учиться на допущенных ошибках. Это важнейшие навыки предпринимательства.
  • Чем больше и чем успешнее скейлапы в данном регионе, тем больше будет и других проявлений предпринимательства, в том числе стартапов, малого и семейного бизнеса.
  • Масштабное предпринимательство работает в любом секторе: сервиса, производства, медиа, здравоохранения, недвижимости, биотехнологий и т. д.
  • Читайте материал по теме: Должны ли супруги открывать совместный бизнес?
  • Мы все — предприниматели, бизнесмены, просветители, члены различных фондов, инвесторы, чиновники, банкиры и лидеры гражданского общества — можем и обязаны прилагать все возможные усилия к поощрению масштабного предпринимательства в своем регионе и во всем мире.
  • Мы будем распространять данные идеи и принципы по всем каналам, в личных беседах, по телефону, в печати, по электронной почте и через соцсети.

Мы надеемся, что данные идеи распространятся и станут основным фактором для формирования точного, согласованного и всеохватывающего представления о месте бизнеса в современном мире.

Материал подготовлен при участии Фернандо Фабра, президент Endeavor Global, некоммерческой организации, занимающейся отбором, обучением и развитием предпринимателей во всем мире.

Читайте по теме: