Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему людей притягивают такие нарциссы, как
Дональд Трамп

Чем руководители-нарциссы привлекают аудиторию

Автор: Майкл Маккоби

Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп

читайте также

Распорядок дня гения

Сара Грин Кармайкл

Как обустроить «ФАБРИКУ РЕШЕНИЙ»

Роджер Мартин

Темная сторона производительности

Райан Фуллер

Для совместной работы нужны не только сети, но и сообщества

Генри Минцберг

Дональд Трамп — настоящий феномен. Миллиардер и звезда телевидения, он продолжает добиваться успехов в президентской кампании, и этот факт отчетливо свидетельствует, что Трамп задевает чувствительные струны души многих своих избирателей. Это в свою очередь приводит в замешательство тех многочисленных граждан и экспертов, которые предрекали, что заносчивость и резкость Трампа вкупе с его претенциозными заявлениями обрекут миллиардера на скорый провал среди избирателей-республиканцев. Как же так получилось, что, несмотря на выходки, которые вряд ли сошли бы с рук даже школьнику, отношения кандидата с его сторонниками только продолжают улучшаться и крепнуть? Что в Трампе так приглянулось избирателям?

Ответ на этот вопрос заключается не только и не столько в предвыборной программе Трампа, сколько в его жизненных достижениях. В отличие от соперников он своими руками сколотил огромное состояние, а потому с полным правом может заявлять, что он не принадлежит никому, кроме самого себя. В то же время его противники — марионетки в руках богатых спонсоров, к которым поклонники Трампа относятся с недоверием.

Однако еще сильнее избирателей привлекают в Трампе его личностные качества. Он не дает собой помыкать и никому не спускает оскорблений. На удар он отвечает ударом. Он не боится задеть чувства критиков или уколоть любого из оппонентов Америки. В этом Трамп по типу личности напоминает харизматичных лидеров, которые появлялись во времена больших потрясений и неопределенности, когда люди готовы были последовать за сильным вождем, обещающим привести их в светлое будущее. Зигмунд Фрейд называл людей с подобным типом личности «нормальными нарциссами» и описывал их как особ независимых и не поддающихся запугиванию, также отмечая, что они склонны к агрессии и всегда готовы действовать. Кстати, Фрейд и себя относил к этой группе. Он видел в нарциссах стремление вести за собой и изменять мир. Подобные личности могут обладать большим обаянием, и исследования действительно подтверждают, что большинству из нас нравятся нарциссы в роли лидеров.

Я проделал большую работу по изучению такого рода лидеров, которых я называю «продуктивными нарциссами». Результаты моих изысканий были впервые опубликованы в Harvard Business Review в 2000 году в статье «Narcissistic Leaders: The Incredible Pros, the Inevitable Cons» (которая потом легла в основу моей книги). Я писал, что, подобно Эндрю Карнеги, Джону Рокфеллеру и Генри Форду более века назад, продуктивные нарциссы, такие как Стив Джобс, Билл Гейтс и Ларри Эллисон, использовали новые технологии для создания своих компаний. Однако я также показал, что люди с подобным складом личности, как бы незаурядны они ни были, потенциально подвержены одной слабости, которая способна стать причиной их краха.

Они могут так увлечься своими идеями, что потеряют связь с реальностью. Самомнение их может настолько раздуться, а обидчивость так зашкалить, что они станут бросаться на любого подчиненного, посмевшего в них усомниться. Они могут вести себя так, словно правил для них не существует. Это может кончиться тем, что они полностью замкнутся в своем мирке.

Те из продуктивных нарциссов, кто выдерживает испытание «медными трубами», признают свои слабости и стараются их компенсировать. Несколько лет назад меня пригласили на встречу итальянских бизнесменов, правительственных чиновников и ведущих ученых, как раз чтобы обсудить нарциссических лидеров. Тогда эта тема всех живо интересовала в связи с правлением премьер-министра Сильвио Берлускони — нарцисса грандиозных масштабов. На той встрече глава итальянского сената согласился со мной, что лидеры-провидцы являются продуктивными нарциссами. Но, сказал он, чтобы поддерживать свой успех, им нужно уметь притворяться скромными.

Многие лидеры прошлого понимали это. Бенджамин Франклин писал в своей автобиографии, что люди его не слушали, потому что считали высокомерным. Когда он сменил тон и предложил свои идеи в скромной манере, это дало положительные результаты. Томас Джефферсон и Авраам Линкольн весьма преуспели в искусстве смирения. Но что еще важнее для продуктивных нарциссов, если они хотят добиться успеха, — это иметь в своем окружении людей, которые помогут им не утратить связи с реальностью. Стиву Джобсу пришлось уйти из Apple, когда он попытался единолично править компанией и настроил против себя коллектив. После своего возвращения благодаря партнерству с Тимом Куком и Джони Айвом он смог привести компанию к величию. Джефферсон доверял Джеймсу Мэдисону, а Линкольн — Уильяму Сьюарду, поскольку оба понимали, что их подчиненные дополняют их сильные стороны. На своем веку я встречал руководителей-нарциссов, которым настолько «срывало крышу» от успеха и лести поклонников, что они полностью отвергали своих ближайших сподвижников, пытавшихся удержать их от необдуманных действий. То же справедливо и для лидеров наций. Когда Наполеон отправил в отставку своего советника Талейрана, не стало никого, кто мог бы отговорить его от провального вторжения в Россию.

Нарциссическим лидерам, которые обращались ко мне за консультациями, требовалась помощь в понимании своих подчиненных и партнеров. Они желали контролировать свою склонность выходить из себя при первом же намеке на критику. Им хотелось преодолеть свою уязвимость от подхалимов и лизоблюдов и научиться ценить партнеров, режущих «правду-матку». Один руководитель-нарцисс, который нередко наводил ужас на подчиненных своими вспышками гнева, обратился ко мне с тем, чтобы я помог ему понять самого себя и своих сотрудников. Когда он сообщил своей команде, что работает со мной, даже те, кто относился к коучингу скептически, стали убеждать его продолжить наши занятия. Немного умения «познать самого себя» привело к большим переменам в его взаимоотношениях.

Последователям нарциссов тоже необходимо отойти на некоторое расстояние, чтобы взглянуть на все под другим углом. Люди, попавшие под влияние харизматичных нарциссов, в бизнесе или в политике, часто не в состоянии адекватно оценить программу своего лидера и его способность ее осуществить. Реалистичны ли его намерения? Каким образом они будут реализованы? К каким результатам они приведут в долгосрочной перспективе? Есть ли у данного конкретного лидера надежные советники, чтобы удержать его от опрометчивых решений?

Лидеры-нарциссы способны создавать как Apple, так и Enron. Подобно Линкольну и Нельсону Манделе, они могут изменить мир к лучшему или же, как Наполеон и Гитлер, привести своих последователей к катастрофе. В конечном счете, немалая часть заслуг в случае их успехов, а также вины в случае поражений лежит на тех, кто следовал за ними.

Об авторе. Майкл Маккоби — психоаналитик, антрополог, консультант по менеджменту, основатель и президент консалтинговой компании Maccoby Group; в 1978—1990 годы возглавлял программу по технологии, публичной политике и гуманитарному развитию в школе государственного управления Дж. Ф. Кеннеди Гарвардского университета; одна из его самых известных книг — «Продуктивный нарциссизм: надежда и риск визионерского лидерства» (The Productive Narcissist: The Promise and Peril of Visionary Leadership. Broadway Books, 2003).