Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Феномены

Вредные советы: почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут

30 марта 2017

Вредные советы: почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут

Кто не любит время от времени почитать о секретах успешных людей? Это занятное чтиво, которым несложно поделиться, чем, наверное, и объясняется немалое количество подобных текстов. Советы, которые даются в таких статьях, часто звучат разумно. Всемирный экономический форум совместно с Business Insider опубликовал текст  о 14 делах, которые успешные люди успевают сделать до завтрака. В этом перечне есть такие пункты, как «выпить воды» и «застелить постель». А вот автор списка, опубликованного Forbes, утверждает, что каждый успешный человек обладает таким качеством, как «знать, когда уйти, а когда остаться». Entrepreneur советует читателям перестать видеть проблемы и начать замечать возможности. А вот еще один совет от издания Inc.: перестаньте искать одобрения окружающих и фокусироваться на своих слабых сторонах.

Несмотря на всю свою заманчивость эти тексты несут в себе опасность. Вот несколько причин, по которым они могут быть не просто бесполезны, но и вредны для менеджеров и предпринимателей.

Информация основана не на исследованиях, а на случайных эпизодах из жизни разных людей. Большинство советов, содержащихся в этих статьях, основаны на субъективной интерпретации личных историй, а не на систематическом научном анализе. Если никто всерьез не оценивал такие советы и списки с помощью научных методов, об их пользе невозможно судить. К тому же, поверхностное осмысление случаев из жизни часто размывает границы между причиной и следствием. Человек добился успеха, потому что отказался от деловых встреч или он мог позволить себе не ходить на них именно потому, что уже добился успеха? Целый ворох привычек, которые якобы свойственны всем успешным людям (они не беспокоятся о том, что подумают другие, не ходят на деловые встречи, отделяют главное от второстепенного и вообще почти всегда говорят «нет»), — возможно, просто роскошь, которую могут позволить себе лишь чрезвычайно преуспевшие люди, да и то только после того, как получат признание. А значит часть из этих привычек — это результат успеха, а не его причина.

Результаты исследований не всегда применимы к другому контексту. Бывает, что перечень качеств действительно основан на глубоком анализе, но академические исследования очень часто зависят от контекста. Возьмем, к примеру, упорство как залог успеха. Хотя научные труды Энжелы Дакуорт и ее выступление на конференции TED впечатляют, недавно проведенный метаанализ эффективности этого качества ставит под сомнение его огромное преимущество. Как часто случается с комплексными проблемами, решения и их применение содержат больше нюансов, чем те формы, в которых они представляются, и сильно зависят от контекста и обстоятельств, в которых человек оказался.

Молчание неудач. В «Черном лебеде» Нассим Талеб вспоминает историю Цицерона о греческом поэте Диагоре из Милоса. Когда Диагору сказали, что молитва спасает моряков от гибели во время шторма, он в ответ спросил и о тех, кто молился, но все равно утонул. Молитве приписывают спасение людей, поскольку все выжившие молились. Однако эта стратегия оказывается совершенно бесполезной, если люди молились, но все равно утонули. Таким образом, если все молятся, но лишь некоторые выживают, дело не в молитве. Она лишь кажется спасительной тем, кто уцелел или кто был очевидцем этого события.

Социологи называют подобное явление «систематической ошибкой выжившего». Талеб считает людей, не выживших в буре, «молчаливыми свидетелями». Это тот самый результат, который для нас незаметен. Его отсутствие приводит к ошибочному мнению об эффективности определенных действий. Наши исследования, а также работы других поведенческих психологов показывают, что мы искусно делаем выводы из того, что видим и испытываем (например, из широко растиражированных историй успеха), но столь же некомпетентны в распознавании того, чего мы не видим (например, огромного количества незаметных неудач). Это делает нас уязвимыми, заставляя думать, что успех гораздо более предопределен, чем он предопределен на самом деле.

В ситуации, когда уже имеется огромное количество неудачных попыток, а советы выглядят все более конкретными, получается, что те, кто не добился успеха, или наивны, или глупы. А все потому, что анализ, основанный лишь на изучении успеха, не учитывает вероятности того, что многие люди применяли похожую стратегию, но потерпели поражение.

Ключевая составляющая, которой не хватает во всех этих списках советов и которая нужна тому, кто принимает решение, для оценки реальных шансов на успех, — это соотношение успехов и неудач. Сколько людей, идей, организаций вступили в игру, стараясь добиться успеха? Сколько в конце концов его добилось? Чем больше разница между этими двумя цифрами, тем меньше ценность любого конкретного совета или варианта анализа «общих свойств успешных людей».

Успех — дело личное. Любой успех относится к конкретному человеку и контексту. Однако авторы советов часто рассматривают его как нечто общее и неизменное, не зависящее от времени и места и легко поддающееся обобщению.

Чтобы успех был релевантен, истоки, цели и условия анализируемых героев или явлений и целевой аудитории должны совпадать хотя бы приблизительно. И в то же время наша карьера, семья, общественная жизнь, приоритеты и мечты могут значительно отличаться от тех, кого некий эксперт считает успешными людьми. Принимая во внимание то, что анализируемым героям пришлось сделать или чем пожертвовать ради успеха, мы, возможно, совсем не захотим поменяться с ними местами.

Следовательно, если мы решим последовать даже самому, на первый взгляд, невинному совету, есть риск столкнуться с альтернативными издержками. Если принять советы слишком близко к сердцу, это может заставить нас поступиться чем-то очень важным или пойти против своей природы. Если вы решите вставать в пять утра, поскольку так поступает некая группа успешных людей, но нас самом деле вы так устроены, что лучше работаете по ночам, вы лишь уменьшите свои шансы на успех.

И последнее предостережение: эта проблема есть не только у советов о том, как преуспеть лично, она справедлива для всех идей такого рода и касается, например, инструкций для компаний, которые хотят узнать, как победить. Важно помнить: времена меняются, и поэтому большинство советов, особенно в бизнесе, утратят свою актуальность быстрее, чем считает автор. Например, когда Джим Коллинз и его команда начали работать над своим бестселлером «От хорошего к великому», они взяли несколько «великих» компаний и сравнили их с похожими организациями, которые, однако, не смогли достичь того же уровня (чтобы учесть ту самую «систематическую ошибку выжившего», о которой говорилось выше). К сожалению, после того, как книга разошлась миллионными тиражами, большинство «великих» компаний оказалось в какой-нибудь переделке. Истории успеха, описанные еще в одном, в более раннем бестселлере «В поисках совершенства» (авторы Том Питерс и Роберт Уотерман — прим. ред.), постигла та же проблема. Мир постоянно меняется. И с ним меняются секреты успеха.

Легко назвать событие успехом или провалом, когда оно уже произошло. Вот почему способность видеть возможности или понимать, когда оставаться, а когда уходить, столь потрясает наше воображение. Проанализировать эти эпизоды задним числом способен каждый, причем с великой точностью, но в реальной жизни мы сталкиваемся с ними в непредсказуемом и постоянно меняющемся будущем.

Об авторах: Эмре Сойер — доцент университета Озйегин в Стамбуле. Робин Хогарт — почетный профессор и исследователь в университете Помпеу Фабра в Барселоне.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ