Закладки


Поделиться

URL
***

Бизнес и общество / Наука

Пожизненный  урок

20 февраля 2017

Пожизненный урок

За последнюю тысячу лет в образовании можно насчитать четыре серьезных инновации. Во-первых, появление первых университетов в X—XII веках. Вторая инновация — создание Яном Амосом Коменским в XVII веке классно-урочной системы, которая определила развитие школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта. Наконец, четвертая — идея прагматичного образования, предложенная американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX—XX веков, которая стала основой для развития проектного обучения.

Сегодня в образовательном сообществе назревают новые глобальные изменения, и для этого есть три предпосылки: война за таланты, доступность высшего образования, а также потенциал университетов для «серебряного возраста».

Война за таланты

Университеты, образовательные консорциумы и целые страны сегодня всеми силами пытаются привлечь международных студентов. Это мобильные молодые люди (в мире их более 5 млн человек), обладающие большими способностями. Война за таланты ведет к стремительной дифференциации образовательных учреждений. Появление в начале 2000-х международных рейтингов университетов (ARWU, QS, THE) дало нам возможность сравнивать между собой вузы из разных стран, что стало началом эры глобальной конкуренции.

Рейтинги запустили новые механизмы перераспределения ресурсов в сфере образования: лидеры укрепляют репутацию, получают ­финансирование. Академическая мобильность также на руку лучшим: согласно исследованиям, магистры, аспиранты и профессора сегодня выбирают университеты на основании международных рейтингов. Между вузами из топ-100 и всеми остальными выросла стена, и с каждым годом это неравенство будет стремительно нарастать. В результате страна, не имеющая университетов в группе лидеров, в перспективе 5—10 лет рискует проиграть конкуренцию за интеллектуальный капитал и превратиться в образовательную провинцию.


Всеобщее высшее

Доступность образования — доминирующая глобальная идея последних...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться
  • Олег Богомолов
    17.02.2017

    Прекрасный теоретический обзор трендов, имеющий мало общего с российской действительностью. Если страна в целом идёт назад, то странно было бы рассчитывать на передовые позиции и подхватывание трендов в образовании. Точечные примеры не в счёт. И ещё такой вопрос? А где серьёзные исследования, отражающие то, что происходит здесь, в России? Какие технологии у нас внедрены? Какие образовательные платформы мирового уровня, построенные на новых технологиях и новых трендах, у нас созданы и работают? Сколько процентов населения используют эти новые подходы и платформы? Кто эти люди? Где они живут? Каков процент людей "серебряного возраста", которые хотят и имеют возможность чему-то учиться? Без приложения к России, с цифрами и фактами это не более чем общемировой обзор.
    Для того, чтобы лучше понимать российскую действительность, можно обратиться, например, к исследованиям Левада-центра. Свежая статья о выводах Левада опубликована в Ведомостях. Там есть ссылка на отдельное исследование российских студентов. Фактическая картина не очень вяжется с нашей способностью быть на передовых позициях в сфере образования и борьбы за таланты.

    Прекрасный теоретический обзор трендов, имеющий мало общего с российской действительностью. Если страна в целом идёт назад, то странно было бы рассчитывать на передовые позиции и подхватывание трендов в образовании. Точечные примеры не в счёт. И ещё такой вопрос? А где серьёзные исследования, отражающие то, что происходит здесь, в России? Какие технологии у нас внедрены? Какие образовательные платформы мирового уровня, построенные на новых технологиях и новых трендах, у нас созданы и работают? Сколько процентов населения используют эти новые подходы и платформы? Кто эти люди? Где они живут? Каков процент людей "серебряного возраста", которые хотят и имеют возможность чему-то учиться? Без приложения к России, с цифрами и фактами это не более чем общемировой обзор. Для того, чтобы лучше понимать российскую действительность, можно обратиться, например, к исследованиям Левада-центра. Свежая статья о выводах Левада опубликована в Ведомостях. Там есть ссылка на отдельное исследование российских студентов. Фактическая картина не очень вяжется с нашей способностью быть на передовых позициях в сфере образования и борьбы за таланты.
  • Светлана Касаткина
    20.02.2017

    Отчасти поддерживаю мнение Олега.
    Наблюдая то, что происходит сейчас в сфере нашего образования, сложно представить, что возможен внезапный прорыв и выход на передовые позиции в любой из перечисленных в статье категорий.

    Отчасти поддерживаю мнение Олега. Наблюдая то, что происходит сейчас в сфере нашего образования, сложно представить, что возможен внезапный прорыв и выход на передовые позиции в любой из перечисленных в статье категорий.
  • Филипп Фрейд
    20.02.2017

    Внезапно ничего не возможно:)
    И тому множество причин- начиная с советского прошлого, в котором многое "бесплатно" и жизненный сценарий- "Не высовывайся".
    Но в России есть интересные проекты, например- проект по чтению и пониманию книг: Readandtalk, набирают обороты просветители (такие как Татьяна Черниговская). Осталось раскачать массовое осознание важности нешаблонного образования (чем неплох этот вариант статьи на Hbr).
    Зерна есть- нужно поливать:)

    Внезапно ничего не возможно:) И тому множество причин- начиная с советского прошлого, в котором многое "бесплатно" и жизненный сценарий- "Не высовывайся". Но в России есть интересные проекты, например- проект по чтению и пониманию книг: Readandtalk, набирают обороты просветители (такие как Татьяна Черниговская). Осталось раскачать массовое осознание важности нешаблонного образования (чем неплох этот вариант статьи на Hbr). Зерна есть- нужно поливать:)
  • Светлана Касаткина
    20.02.2017

    Советское прошлое - отдельная тема.
    И на самом деле, благодаря этому "бесплатному" достаточно большое количество людей выросли разносторонне развитыми (та же Татьяна Черниговская), даже зачастую без участия своих родителей - мои занятия в бесплатных кружках и секциях вообще никак не контролировались.
    А если серьезно - я отношусь к числу людей, которые "массовое осознание важности нешаблонного образования" раскачивают уже лет 8 - 10.
    Так что да, будем "поливать".

    Советское прошлое - отдельная тема. И на самом деле, благодаря этому "бесплатному" достаточно большое количество людей выросли разносторонне развитыми (та же Татьяна Черниговская), даже зачастую без участия своих родителей - мои занятия в бесплатных кружках и секциях вообще никак не контролировались. А если серьезно - я отношусь к числу людей, которые "массовое осознание важности нешаблонного образования" раскачивают уже лет 8 - 10. Так что да, будем "поливать".
  • Ali Nurgozhayev
    02.03.2017

    Не вижу по тексту, чтобы автор обязывался сформулировать национальную стратегию. А глобально - нет смысла прилагать электровоз к телеге на конной тяге. Это тренд, который убьет всех, кто на него не вскочит, вот и все. Без цифр и фактов

    Не вижу по тексту, чтобы автор обязывался сформулировать национальную стратегию. А глобально - нет смысла прилагать электровоз к телеге на конной тяге. Это тренд, который убьет всех, кто на него не вскочит, вот и все. Без цифр и фактов
  • Александр Белоусов
    26.02.2017

    Есть множество проектов которые уже сейчас меняют облик Глобального образования в России, в целом. Взять те же электронные журналы-дневники. Внутри таких систем уже есть огромный потенциал для построение индивидуальных образовательных траекторий. Скоро все это будет реализовано. Верьте своим глазам.

    Есть множество проектов которые уже сейчас меняют облик Глобального образования в России, в целом. Взять те же электронные журналы-дневники. Внутри таких систем уже есть огромный потенциал для построение индивидуальных образовательных траекторий. Скоро все это будет реализовано. Верьте своим глазам.
  • Сергей Барский
    28.02.2017

    Уже запущен прекрасный образовательный проект "Winners Academy"
    Winners Academy— это всемирный университет развития сверхспособностей человека!
    После начала обучения у вас появляется наставник — Интеллектуальный тренер. Вместе c другими учениками в мини-группе под руководством Интеллектуального тренера Вы будете продвигаться в изучении упражнений и системы Winners Academy. Миссия Академии Победителей заключается в том, чтобы поднять человечество на новый интеллектуальный, духовный уровень осознанности.

    Уже запущен прекрасный образовательный проект "Winners Academy" Winners Academy— это всемирный университет развития сверхспособностей человека! После начала обучения у вас появляется наставник — Интеллектуальный тренер. Вместе c другими учениками в мини-группе под руководством Интеллектуального тренера Вы будете продвигаться в изучении упражнений и системы Winners Academy. Миссия Академии Победителей заключается в том, чтобы поднять человечество на новый интеллектуальный, духовный уровень осознанности.


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ