Закладки


Поделиться

URL
***

Инновации / Тренды

Крыша на миллиард: как Apple и другие корпорации смогут зарабатывать на продаже энергии

16 января 2017

Фото: hbr.org

Крыша на миллиард: как Apple и другие корпорации смогут зарабатывать на продаже энергии

Руководителям на заметку: даже если сегодня вам кажется, что вы точно не занимаетесь энергетикой, есть все шансы, что завтра она может стать полноценной частью вашего бизнеса. Примером тому служит Apple – компания, которую не принято связывать с этим рынком. Летом Apple подала заявку на лицензии, которые позволят ей продавать потребителям излишек возобновляемой энергии, генерируемой компанией на территории своего нового кампуса, а также на своих предприятиях в Орегоне, Неваде и Калифорнии.

Разумеется, вам не обязательно погружаться в этот бизнес с головой и работать с покупателями напрямую, как это планирует делать Apple. В то же время не исключено, что вам захочется пополнить ряды так называемых «просьюмеров», то есть производящих потребителей – компаний, которые не только потребляют, но и производят электроэнергию. Рынок постепенно отходит от традиционной модели, в рамках которой местные поставщики коммунальных услуг обладают монополией на продажу электроэнергии в определенном регионе. В новых, куда более динамичных условиях «просьюмеры» смогут создавать и предлагать разнообразные продукты и сервисы узкого назначения, например, такие, как регулировка частоты тока.

Сейчас эти сервисы включены в базовый набор услуг поставщиков энергии, однако в будущем продвинутые потребители смогут самостоятельно их производить на своем оборудовании и направлять обратно в энергосеть. Таким образом, ежемесячный счет за электричество будет представлять собой разницу между использованной и произведенной энергией.

В Калифорнии, Техасе и большинстве регионов, расположенных восточнее и севернее Чикаго, уже образовались рынки оптовых поставок энергии, которые торгуют ранними версиями этих новых продуктов и сервисов. Игроки этих рынков получают свои лицензии от федеральных властей и находятся под их надзором. Основную их массу пока составляют поставщики коммунальных услуг и специализированные производители энергии. В то же время наметился тренд на образование небольших рынков местного значения, где требования к лицензированию существенно снижены. Предполагается, что это может привлечь широкий круг компаний и даже некоторых участников рынка жилья.

Основными кандидатами на эту роль остаются коммерческие и промышленные организации, благодаря своим большим размерам, высокой вариативности потребления энергии и способности оперировать большими объемами электричества. Самый распространенный способ производства местной (или распределяемой) энергии – солнечные панели, устанавливаемые на крыше. В офисах компаний, как правило, есть крыши, парковки и неиспользованные площади, где можно разместить солнечные системы, стоящие дешевле и превышающие по размеру панели для жилых домов. Согласно новому исследованию, проведенному Национальной лабораторией возобновляемой энергии, площадь пространства, пригодного для размещения солнечных панелей в бизнес-секторе, составляет почти 1 млрд м², что способно удовлетворить 14% потребностей США в электричестве. Также солнечную энергию можно закупать у компаний, специализирующихся на ее производстве, что обойдется значительно дешевле закупок других видов энергии, при этом ее излишек можно будет впоследствии перепродать.

Но это лишь первый шаг в будущее рынка электроэнергии. Многие энергетические компании уже работают по схеме управления спросом, что позволяет им продавать права на часть отведенной им мощности. Так они получают возможность зарабатывать, снижая свое потребление в моменты высокой загруженности, когда стоимость электричества возрастает. В будущем компании смогут не только торговать сэкономленной энергией, но и другими пока еще недоступными услугами, произведенными их системами, зданиями и даже автомобилями. Например, они получат возможность продавать часть аккумуляторного заряда своих электромобилей обратно электрической компании, если у той возникнет потребность в дополнительной мощности.

Принцип экономии электричества с последующей его перепродажей отчасти является результатом традиционных вложений в энергоэффективность, которыми бизнес занимается уже долгие годы. Установка энергосберегающих ламп, двигателей и прочего оборудования продолжает себя окупать. Эти усилия приносят очевидную выгоду, причем вне зависимости от того, по какой схеме это происходит: за счет самих компаний или же с участием посредников, которые предоставляют для этого капитал, а затем делятся сэкономленными средствами. В то же время бурный рост «умных» цифровых и интернет-технологий привел к появлению новых форм энергосбережения, в основе которых лежит постоянный и прямой контроль оборудования. В рамках традиционного подхода экономия достигается за счет простой замены обычных устройств на энергоэффективные аналоги. При этом новые приборы работают в том же режиме, что и старые, без каких-либо дополнительных возможностей их контроля. Теперь же компания может удаленно управлять всем своим оборудованием, используя специальные программы, которые отслеживают текущую стоимость электричества и, основываясь на ней, принимают решения относительно времени выполнения тех или иных задач. Эти же программы можно настроить в соответствии с принципом регулирования спроса, согласно которому потребителю выплачивается небольшая сумма денег за изменение графика своего энергопотребления. Например, одна новая технология позволяет оптимизировать работу кондиционеров: это легкое в установке и управляющееся по IP-адресу устройство может превратить миллионы кондиционеров на крышах торговых центров в дополнительный источник энергии.

Ведущие компании все чаще не только закупают большие объемы возобновляемой энергии у крупных поставщиков, но и сами производят некоторую часть потребляемого ими электричества. 53 международные компании пообещали полностью перейти на возобновляемую энергию (впрочем, точные сроки пока не были определены). 24 крупнейших ее покупателя, в число которых входят такие гиганты, как Google, Amazon, Microsoft, Ikea, Equinix, Mars, Dow, Wal-Mart и Facebook, приобрели 3,6 ГВт возобновляемой энергии с начала 2015 года – достаточно, чтобы снабдить электричеством половину штата Коннектикут.

Как руководителям неэнергетических компаний подготовиться к подобному будущему – одновременного использования и производства энергии? Огромные размеры Apple, масштабы ее энергопотребления и завидное финансовое положение позволили компании включиться в этот процесс быстрее других. Однако существует немало возможностей уже сейчас заложить фундамент будущего перехода, экономя при этом деньги и помогая окружающей среде. Для начала стоит провести всесторонний аудит энергопотребления с привлечением компании, квалифицированной в этой области. Она должна быть знакома с последними технологиями контроля, традиционными методами энергосбережения (которые используются в энергоэффективных двигателях и освещении), а также принципами регулирования спроса. Этот аудит обязательно выявит новые возможности для экономии средств и продажи (или, по крайней мере, сохранения) энергии уже сейчас. Некоторые негосударственные организации и лидеры бизнеса, включая Институт мировых ресурсов и Всемирный фонд дикой природы, также образуют коалиции, помогающие компаниям приобретать возобновляемую энергию. Вероятно, пройдет десяток-другой лет, прежде чем мы полностью перейдем на «просьюмерскую» рыночную модель, тем не менее рассвет этой эры уже наступил, и пример Apple тому лучшее подтверждение.

Об авторе. Питер Фокс-Пеннер – директор Института устойчивой энергетики при Бостонском университете и профессор в Школе бизнеса Квестрома.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ