Закладки


Поделиться

URL
***

Инновации / Тренды

Польза на $600 млрд: как транспорт будущего изменит жизнь в городах

28 сентября 2017

Польза на $600 млрд: как транспорт будущего изменит жизнь в городах

Сервисы по вызову такси всего за несколько лет сделали передвижение во многих городах по всему миру более удобным и доступным. Благодаря инновациям все больше людей получает доступ к самоуправляемым машинам, электрокарам, подключенным к большим данным автомобилям, сервисам для коллективных поездок и совместного использования личного транспорта. Все это делает транспортное городское сообщение более простым, быстрым и безопасным.

Такие улучшения могут сократить расходы от повышенной загруженности дорог (около 1% от мирового ВВП), число дорожно-транспортных происшествий (1,25 млн смертей в 2015 году) и загрязнение воздуха (а также риски для здоровья, например, от респираторных заболеваний). McKinsey и Bloomberg New Energy Finance прогнозируют, что к концу 2030 года общественная выгода от быстрого перехода к передовым системам передвижения в 50 городских агломерациях по всему миру может составить $600 млрд.

Однако городам будет нелегко справиться с переходом к системам передвижения нового поколения, потому что предугадать, как быстро произойдут изменения и на что они будут похожи, невозможно.

К примеру, исследования показали, что чем больше люди пользуются сервисами для коллективного использования личного транспорта, например, приложениями для вызова такси, тем с большей вероятностью они будут передвигаться и на общественном транспорте. Но если число городских жителей, зависящих от персональных автомобилей (даже находящихся в коллективном пользовании), будет расти, ситуация на дорогах может ухудшиться, а городские системы общественного транспорта лишатся доходов от оплаты проезда, необходимых для ремонта, содержания и обновления таксопарка.

Столь непредсказуемая динамика ставит муниципальные власти в трудное положение. Некоторые из них предпочитают в такой ситуации не предпринимать поспешных действий, наблюдать за тенденциями в развитии транспортных систем и при необходимости разрабатывать ответные законодательные меры. Учитывая, что предугадать поведение традиционных транспортных компаний, передовых сервисов и городских жителей бывает тяжело, этот подход нельзя назвать необоснованным. Тем не менее властям, возможно, стоило бы задуматься о том, как транспортные системы будут выглядеть в перспективе следующих 5—15 лет, и вести политику, нацеленную на то, чтобы приблизить это будущее. Таким образом они смогут принять более активное участие в его формировании.

Существует несколько стратегий для извлечения максимальной пользы из передовых средств сообщения. Одна из них заключается в корректировке и использовании мобильных транспортных решений для удовлетворения конкретных потребностей каждого отдельного города и региона. Так, например, для густонаселенных городов в развивающихся странах, таких, как Дели, Стамбул или Мумбаи, наиболее выигрышным вариантом будет расширение системы общественного транспорта, дополненной сервисами по вызову такси на базе электромобилей. По нашим подсчетам, ежегодная общественная выгода от использования передовых транспортных технологий для развивающегося густонаселенного города средних размеров может составить $600 млн к 2030 году. 80% от этой суммы — результат снижения числа дорожно-транспортных происшествий, увечий и летальных исходов (большой плюс для жителей этих стремительно развивающихся регионов).

Мегаполисы с более высоким уровнем дохода, в свою очередь, могут сделать еще один шаг и создать полностью интегрированную систему городского транспортного сообщения, которая включала бы в себя общественный транспорт, сервисы для совместного использования автомобилей, самоуправляемые машины, «умную» инфраструктуру и многое другое. Один из способов повышения интегрированности городской транспортной системы — разработка сервисов и приложений для планирования и оплаты поездок, объединяющих сразу несколько доступных форм передвижения по городу. Ежегодная общественная выгода от применения подобной «бесшовной системы» для таких развитых городов, как Лондон, Шанхай или Сингапур, может к 2030 году достигнуть $2,5 млрд. Наконец, весьма вероятно, что пригородные территории с высоким уровнем дохода, для которых автомобили остаются ключевым средством передвижения, выиграют от широкого распространения беспилотных машин.

Поскольку города продолжают развиваться, а привычные маршруты транспорта и пассажиров меняются, властям следует задуматься о переустройстве дорог и тротуаров. Если все больше людей станет совместно использовать автомобили, это затормозит транспортный поток. Выделение специальных зон для посадки и высадки пассажиров может обеспечить более свободное движение автотранспорта. Место для таких зон, а также других ценных в новых условиях городских пространств может быть создано за счет парковок, спрос на которые существенно упадет благодаря более эффективному использованию автомобилей.

Городским властям следует также изучить возможности повышения доступности автотранспорта и убедиться, что все без исключения жители могут извлечь выгоду из развития и совершенствования транспортных систем. Почти в каждом городе есть районы с ограниченным присутствием систем общественного транспорта или жители (например, престарелые), у которых использование автобусов и поездов вызывает трудности. Предоставив горожанам недорогой сервис по заказу разных видов транспорта, городские власти улучшат доступ таких групп к наземным средствам передвижения и получат возможность избавиться от малоиспользуемых маршрутов.

Развитие транспортных систем существенно повлияет на устройство городов и городскую жизнь по всему миру. Те, кто заранее займется разработкой интегрированных систем городского сообщения, смогут одними из первых оценить преимущества технологического прогресса.

Об авторах. Стефан М. Кнапфер — старший партнер стэмфордского офиса McKinsey, руководитель североамериканского отдела по вопросам устойчивости и эффективного использования ресурсов. Эрик Хэннон — партнер во франкфуртском офисе McKinsey. Шеннон Бутон — глобальный руководитель Центра бизнеса и окружающей среды McKinsey.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ