Собирайте и используйте знания! | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Собирайте и
используйте знания!

Авторы: Диксон Нэнси , Пью Катрина

Собирайте и используйте знания!

читайте также

Перестаньте отвлекаться

Маура Томас

Почему важно работать на стороне

Кен Банта,  Орлан Бостон

Как сплотить виртуальную команду

Кит Феррацци

Как алгоритмы помогают сотрудникам самим управлять своей работой

Итан Бернстайн,  Йост Миннаар ,  Майкл Ли

Какой смысл собирать и фиксировать знания компании, если скоро про них все забудут? Такая участь чаще всего ожидает отчеты о проектах и оргвыводы. Чтобы от них действительно была польза, нужно заняться «добычей знаний» — так мы называем процесс систематического получения и применения накопленного опыта. Свой метод мы впервые опробовали в Intel Solution Services (ISS), подразделении Intel, специализирующемся на ИТ-консалтинге. Он помог компании быстрее собирать и распространять знания, а также более продуктивно и творчески применять полученную информацию.

Прежде чем приступать к «добыче», необходимо ото­брать людей — назовем их искателями знаний, — которые могли бы пользоваться накопленными данными, и привлечь их к сбору ценных сведений. Вот, например, как поступили в немецком подразделении ISS, работающем с медицин­скими учреждениями. Здесь проводили программу Future Hospital, состоявшую из 160 отдельных проектов, и специалисты поняли: чтобы всякий раз не изобретать велосипед и не совершать одни и те же ошибки, важно наладить обмен знаниями и опытом. Для одного из проектов они разработали особое табло, на которое выводилась информация из отделения экстренной медицинской помощи, — данные о помещениях, оборудовании и пациентах транслировались через Wi-Fi-передатчики. Окрыленный ­успехом, Оливер Марк, старший системный архитектор Intel Germany и главный системный архитектор программы, попросил Катрину Пью координировать процесс «добычи знаний»: ее задача заключалась в том, чтобы помочь специалистам формализовывать накопленный опыт и передавать его коллегам.

Пью привлекала искателей знаний из других отделов и проектных групп Intel. Эти люди, преследуя собственные интересы, вникали в детали и подробно обо всем расспрашивали — не только о непо­средственной реализации проекта, но и о связанных с ним расходах, о возможности применить полученную информацию в других областях, о том, что удалось, а что нет, и т.д.

С самого начала участники Future Hospital предполагали, что сотрудники коммерческого отдела и отде­ла, занимающегося разработкой консультационных методов, смогут воспользоваться их опытом для создания и продвижения новых продуктов. Искатели знаний провели серию телеконференций и опросили разработчиков табло о том, как они создавали, модифицировали и реализовывали свою технологию и как взаимодействовали с независимыми ­поставщиками программного обеспечения. В частности, обсуждались инновационные решения в области Wi-Fi, найденные инженерами Intel Germany. В результате сотрудники отдела разработки выяснили, как проектировщикам табло удалось быстро урегулировать технические вопросы с клиентами и ускорить реализацию проекта, а сотрудники коммерческого отдела поняли, как можно координировать маркетинговую деятельность ISS и поставщиков программных продуктов.

Чтобы распространить накопленный опыт, Катрина Пью ­провела ­дополнительные интервью с искателями знаний, опубликовала несколько сжатых отчетов со ссылками на исходные документы и отправила их некоторым сотрудникам ISS. Одновременно с этим коммерческий отдел описал историю создания табло и разослал этот «кейс» по всей компании, а отдел, занимающийся разработкой консультационных методов, задокументировал соответствующую ИТ-архитектуру, стратегию реализации и схемы взаимодействия.

Инновационный принцип «добычи знаний» быстро прижился — он не раз оправдал себя в других проектах программы Future Hospital, подхватили его и американские офисы ISS. Первый успешный опыт вдохновил германскую команду ISS, и она провела еще ряд аналогичных проектов. Их целью было усовершенствовать методы консультирования в области здравоохранения и деятельность центров обработки данных, а также найти самые эффективные решения для системы подбора персонала.