Круглый мир | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Круглый мир

Автор: Лоренс Прусак

Круглый мир

читайте также

24 ноября рамках ежегодного Бизнес-клуба IBM состоялась дискуссия, организованная совместно с HBR — Россия.

Лидеры нового времени

Дайан Герсон ,  Линда Грэттон

Чем измерить счастье?

Фокс Джастин

Как предотвратить синдром неудачи

По словам аналитиков, в 2005 году число интернет-пользователей на планете достигло миллиарда. Никто не знает, когда в точности это произошло и кто именно стал миллиардным «интернетчиком». Специалист в области эргономики веб-дизайна Джейкоб Нилсен считает: «Чисто статистически можно предположить, что это была женщина, примерно 24-летняя, которая живет в Шанхае». В новостях, блогах и светских беседах эта информация дала новую жизнь расхожей мысли о том, что мирок наш не так велик, как кажется, и что он стал похож на сдувшийся шарик.

Эту концепцию подхватил Томас Фридман в бестселлере «Плоский мир» (Thomas L. Friedman. The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century. Farrar, Straus and Giroux, 2005). В интервью Wired он сказал: «Сразу несколько технологических и политических сил сошлись в одной точке, благодаря чему возникла глобальная конкурентная среда, позволяющая заниматься различными формами сотрудничества, невзирая на географические преграды. Вскоре из числа препятствий можно будет исключить и различия в языке». Среда, о которой говорит Фридман, безусловно, одно-

родная — такой она стала благодаря свободному распространению информации. Далее он ссылается на мнение суперавторитета Билла Гейтса: «Кем бы вы предпочли быть двадцать лет назад: студентом-хорошистом где-нибудь в Покипси (штат Нью-Йорк) или гением в Шанхае? Тогда выбор был очевиден. А сейчас? Сейчас все иначе. Любой предпочтет судьбу гения даже в далеком Шанхае, потому что теперь оттуда можно экспортировать свой талант в любую точку мира».

Да, связи между нами развиваются с головокружительной быстротой. Но Гейтс, Фридман и многие другие совершают крупную ошибку, утверждая, что простое развитие коммуникаций позволит сделать конкурентную среду однородной и даст возможность двадцатилетнему парню из Шанхая на равных конкурировать с жителем любого уголка Земли. Ошибка заключается в том, что они смешивают понятия «информация» и «знания».

Эта идея не нова. Преподаватели всегда боролись с попытками студентов выдать первое за второе. Однако консультанты, журналисты и бизнесмены забывают о различиях между этими понятиями, восхваляя миллиардные вложения в информационные технологии с целью управления знаниями. По большей части то, что мы создали, — это глобальная ИТ-инфраструктура, позволяющая эффективно обмениваться информацией, но не знаниями.

В чем разница между информацией и знаниями? Информация — это сообщение, одномерное и ограниченное: документ, изображение, речь, геном, рецепт, партитура. Ее можно «упаковать» и мгновенно отправить — кому угодно и куда угодно. Безусловно, лучшая информационная машина — поисковая система Google. Она позволяет быстро найти практически любую информацию, даже инструкцию по выполнению лапароскопической аппендэктомии. Но, бьюсь об заклад, никто не согласится удалить аппендикс, если эту операцию будет выполнять тот студент из Шанхая (пусть даже и самый информированный), у которого нет за душой многолетней хирургической практики. Только долгие годы чтения, наблюдений и работы под чутким руководством опытного наставника позволят студенту качественно выполнять хирургические операции.

Знания — это результат усвоения и обобщения информации на опыте, особенно часто — в процессе ученичества и наставничества. Они становятся частью организации, и пока их трудно кодифицировать. Именно благодаря знаниям компании могут создавать новые лекарства, разрабатывать гоночные катера, предоставлять ценные советы и т.д. И хотя стоимость получения, хранения и распространения информации резко снизилась, издержки, связанные со знаниями, почти не изменились (а в случае с подготовкой хирургов, наверное, даже возросли). Это вызвано тем, что никакие информационные технологии не ускорят процесс получения знаний. В наши дни, чтобы выучить французский язык, математику или химию, нужно потратить столько же времени, сколько и 200 лет назад. Получение, сохранение и передача знаний требует времени и затрат — и это верно не только для людей, но и для целых организаций и стран.

В частности, Индия и Китай сейчас быстро развивают свои возможности в области знаний. К информационным клиентским услугам, которые стали оказывать жители Индии благодаря коммуникационным технологиям, теперь прибавились творческая, основанная на знаниях деятельность — разработка программного обеспечения. Построив благодаря заимствованной информации свои производственные мощности, Китай теперь уделяет внимание дизайну продуктов, а тут не обойтись без знаний и опыта. Но какова доля китайцев и индусов, реально участвующих в новой экономике знаний?

Большинство жителей Земли остаются не только вне сферы знаний, но и вне сферы информации. К интернету подключены только миллиард человек, а остальные пять с половиной — нет. Чтобы добиться настоящей демократизации знаний, необходимо подключить этих людей к глобальному разговору. Чтобы изменить границы мира, недостаточно дать всем доступ к электронной почте и Google. Пока правительства, общественные организации, школы, корпорации и другие институты не поймут, что ключ к всеобщему процветанию — это знания, а не информация, большинство жителей Земли будут пребывать на обочине глобальных процессов. Сделать мир круглым — миром для всех — достойная задача для грядущих поколений.