Изменят ли 3D-принтеры традиционные модели производства? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Изменят ли 3D-принтеры традиционные
модели производства?

Насколько точно можно предсказать будущее, учитывая бурный рост технологий?

Авторы: Тед Фаррингтон , Эд Бернштайн

Изменят ли 3D-принтеры традиционные модели производства?

читайте также

Сила мягких навыков

Арина Фурсова ,  Денис Конанчук

Данные для всех

Джонатан Корнелиссен

Семь превращений лидера

Дэвид Рук,  Уильям Торберт

Почему разделение Facebook не сделает соцсети менее опасными

Синан Арал

Насколько точно можно предсказать будущее, учитывая бурный рост технологий? Возьмем для примера 3D-печать. Сегодняшняя модель производства ориентирована на крупномасштабные промышленные предприятия с большими и сложными логистическими схемами. А что, если новая модель, созданная 3D-печатью, сможет их обойти? Тогда товары будут выпускаться индивидуально местными производителями с меньшими затратами? Не устареет ли тогда существующая модель промышленного производства?

В Научном институте исследования промышленности попытались смоделировать возможные сценарии развития производства (рабочее название проекта — IRI2038). В одном из них предполагалось, что промышленность в том виде, в каком мы привыкли ее видеть, рухнет под напором 3D-печати и конкуренции со стороны местных производственных сетей.

Тестирование дешевых товаров: результаты все точнее

Новые товары в нижних ценовых сегментах производятся чаще всего небольшими или пробными партиями. К сожалению, их потенциал на рынке анализируется не так пристально, как аналогичный потенциал продуктов из более высоких ценовых категорий. Ведь над созданием последних трудятся целые команды разработчиков. И они не просто создают товары, а стараются решить реальные проблемы и вызовы XXI века.

Принцип производства недорогих товаров в современных условиях проистекает из трех факторов: электронной торговли, скорости создания продуктов, стимулируемой 3D-печатью, и общего прогноза состояния рынка. В результате мы получаем новую модель производства: товары выпускаются небольшими партиями и быстро тестируются на реальном рынке. В итоге принимается решение, какие из них запускать на большой рынок, а какие нет. При этом к ним прилагаются лицензионные соглашения, делающие покупателей официальными тестерами приобретенных «прототипов».

Чтобы навести порядок во всем этом хаосе новых товаров, выпущенных небольшими производителями, компаниям приходится развивать в качестве услуги базовые аппаратные платформы. Они имеют много общего с приложениями для смартфонов. Эти платформы выпускаются вместе с краудсорсинговыми сервисами, оценивающими рейтинг того или иного товара. А сеть документооборота, специально разработанная под них, будет использовать описания товаров, FAQ и «пасхалки» (секреты, оставляемые в программном обеспечении) и позволит более качественно обслуживать этот рынок. Таким образом, сферу новых товаров можно разделить собственно на само производство и техподдержку.

Краткосрочный период эксплуатации и сокращенные затраты на разработку продуктов приведут к быстрому устареванию прежних моделей производства. Вдобавок быстрота доставки новых товаров становится все более важной. Выпуск прототипов и возможность выбрать лучший из них посредством опробования на реальном рынке становятся все точнее и экономичнее.

Выше цена товара, больше команда

Но далеко не все заинтересованы в низкобюджетных товарах. Команды разработчиков ищут решения для более серьезных проблем, с которыми сталкивается современное общество: глобальное потепление, повышение уровня углекислого газа в атмосфере и дефицит природных ресурсов. Резонанс, вызываемый этими разработками, повышает внимание инвесторов к ним.

Побочный эффект распределения товаров по высоким и низким ценовым сегментам — трудность в оценке их реальной полезности для общества. На рынок влияет уже не только окупаемость продукции. Когда любое небольшое предприятие по 3D-печати может выпускать новые товары, ценность отдельных компаний определяется тем, как они улучшают качество жизни определенных групп покупателей и общества в целом.

Большой процент крупных производств может прекратить свое существование. В то время как небольшие и гибкие предприятия наладят связи с компаниями-разработчиками товаров, чтобы приобрести более значительный вес в сознании потребителей. И корпорации будущего будут напоминать группы исследователей, мыслящих схожим образом, связанных общими общественными целями и защищающими скорее свою компетентность как производителей тех или иных благ, нежели прав интеллектуальной собственности.

Читайте по теме: