Что не учла авиакомпания Malaysia Airlines | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не учла авиакомпания
Malaysia Airlines

Двигатели Boeing 777 продолжали передавать информацию еще долгое время после того, как умолкли пилоты.

Автор: Дэвид Стивенсон

Что не учла авиакомпания Malaysia Airlines

читайте также

Белые начинают — и выигрывают

Миронов Максим

Генеральная линия

Вероника Загиева,  Матвеева Александра

Четыре совета для работающих отцов

Джеймс Судаков

Алексей Кудрин. Инвестиционная пауза

Анна Натитник

После катастрофы обычно включается задний ум и внедряются узконаправленные нововведения с целью «никогда больше» не допустить подобного. Но иногда из таких несчастий все-таки удается извлечь более существенные уроки. Например, в случае с бортом 370 авиакомпании Malaysia Airlines мало кто из репортеров заинтересовался поразительным фактом: двигатели Boeing 777 продолжали передавать информацию еще долгое время после того, как умолкли пилоты. Но беда в том, что все эти данные не были вовремя приняты.

Если бы журналисты лучше разбирались в технологиях, они бы могли подать этот сюжет как пример «интернета вещей». Суть в том, что миллиарды приборов и датчиков, подключенных к Сети, автоматически передают и принимают сигналы и действуют в соответствии с этой информацией. Поскольку таких приборов намного больше, чем людей, можно говорить об «интернете вещей» с гораздо большей плотностью системы связей, чем наш, человеческий.

Данные, подтвердившие, что борт 370 продолжал полет еще несколько часов после того, как оборвались радиопереговоры, получены со спутников, главным образом с Inmarsat. Однако более точные данные можно было получить непосредственно от двигателей самолета марки Rolls-Royce Trent 800, ведь практически все авиадвигатели Rolls-Royce в последние годы оснащаются опцией выхода в «интернет вещей». Многие другие производители еще не озаботились такой задачей, но реактивные турбодвигатели слишком дороги, их нужно эксплуатировать максимально эффективно, к тому же к ним предъявляются повышенные требования безопасности, что вполне оправдывает дополнительные расходы на установку сенсоров, которые передают на землю информацию о работе двигателей в режиме реального времени. Сейчас на всех самолетных двигателях монтируется около 60 таких датчиков (на двигателях борта 370, поскольку они принадлежат к старшему поколению, датчики не были установлены сразу, но добавлены позже — однако это ничего не меняет).

Получаемая таким образом информация невероятно расширяет возможности самих производителей и клиентов. Теперь вместо регулярного осмотра и ремонта на основании не слишком точных данных (среднее время безаварийной эксплуатации) проводится профилактический ремонт индивидуально каждого двигателя, поскольку получаемые в режиме реального времени данные позволяют вовремя обнаружить даже невидимую глазом тончайшую трещину. Такой вид эксплуатации не только обходится дешевле, но и уберегает от катастрофических отказов двигателей в полете.

Оснащая свои авиадвигатели датчиками, производитель получает свободу маркетингового маневра: он может не продавать двигатели, а отдать их авиакомпании в лизинг, причем цена лизинга будет меняться динамически на основании точных данных о дальности полетов. Также можно заключить договор о ремонте и обслуживании в уверенности, что не предстоит столкнуться с внеплановой починкой.

Так почему же передаваемая с борта информация не помогла обнаружить самолет? Потому что авиакомпания сэкономила $10 и отказалась от опции доступа к данным, передаваемых двигателями в режиме реального времени. Если бы она потратила эти деньги, они окупились бы возможностью выжать максимум из авиадвигателей без угрозы для безопасности пассажиров, и обнаружить сбившийся с курса самолет не составило бы труда. Под таким углом зрения трагически затянувшиеся поиски борта 370 представляются очередным промахом менеджеров, не поспевающих за новыми технологиями.

Специалисты по «интернету вещей», с которыми я консультировался по этому поводу, считают вероятным, что информация от двигателей Rolls-Royce поступала в открытом (незашифрованном) формате, то есть теоретически она могла быть доступна и сотрудникам компании, и даже авиадиспетчерам. Иными словами, когда прекратилась радиосвязь, можно было переключиться на отслеживание работы двигателей, убедиться, что самолет все еще находится в воздухе, и, быть может, даже выгадать время и спасти жизни. Но все эти данные удалось обработать лишь спустя несколько дней: они пригодятся следствию, но уже ничего не изменят.

Намечается разрыв между техническими возможностями «интернета вещей» и способностью сотрудников компании найти им достойное применение, выработать соответствующие «интернету вещей» стратегии. В особенности менеджерам придется поломать себе голову над вопросом, который задает им новый технологический дизайн, а именно: раз мы теперь делаем вещи, которые сразу же встраиваются в «интернет вещей», кому мы открывает доступ к этим данным? Передача информации в режиме реального времени окажется куда более полезной, если открыть ее для многих пользователей.

Приведу более простой пример. Недавно я осматривал модель автомата для продаж, оснащенную выходом в «интернет вещей». Основное назначение этой технологии — индивидуализированный маркетинг. Датчики распознают клиента, «вспоминают» последнюю его покупку и предлагают наиболее подходящую для него скидку — например, на газировку плюс чипсы. Этот автомат может даже подстраивать цены под температуру окружающей среды (постарайтесь не произносить опрометчиво: «Все бы отдала за стаканчик холодного питья!»). Но и на этом разработчики не остановились, они задали тот вопрос, который я считаю основным для «интернета вещей» (он был бы невозможен в прошлом, когда профессиональная репутация и состояние зависели от соблюдения коммерческой тайны). Итак: кому еще следует иметь доступ к информации в режиме реального времени? В данном случае создатели автомата осознали, что эти же датчики могут сообщить и о том, что какие-то товары в ассортименте заканчиваются. Если поставщик сразу же получит это оповещение, машина доставки свернет с маршрута и в автомат будут загружены недостающие товары. К единому информационному потоку можно подсоединить различных пользователей.

Производители смогут заметно интенсифицировать взаимодействие в цепочке поставок, оптимизировать сборочные линии, встроив на всем их протяжении сенсоры и открыв доступ к этим данным сразу нескольким пользователям, от работников конвейера до партнеров фирмы и ее поставщиков, которым эти сведения также могут пригодиться.

В этой новой реальности имело бы смысл включить в правила авиационной безопасности требование к производителям двигателей: в обязательном порядке обеспечивать доступ к потоку данных и сотрудникам авиакомпаний, и диспетчерам, а авиаперевозчиков обязать постоянно отслеживать эти данные. Сделать это нетрудно: остается лишь поставить программу извещений именно для тех редчайших случаев, когда показания отклоняются от нормы.

Умные авиаперевозчики могли бы проявить инициативу и потребовать доступа к этим данным прямо сейчас. Специалисты отрасли сообщают, что некоторые авиакомпании используют данные в режиме реального времени, чтобы добиться максимальной эффективности работы двигателей — это дает им преимущество над конкурентами. (После прорыва на буровой платформе BP я уже предлагал применить аналогичные технологии и в области нефтедобычи). И если американское правительство одобрит проект нефтепровода Keystone XL, опять-таки встроенные сенсоры смогут вовремя обнаружить мельчайшие трещины и автоматически перекрыть трубу. Ни капли нефти не выльется в окружающую среду, а сотрудники компании тут же явятся на место происшествия и быстро восстановят рабочий режим нефтепровода.

Обеспечиваемая «интернетом вещей» возможность распространять данные в режиме реального времени среди многих пользователей сулит множество интересных возможностей, в том числе и шанс спасти чьи-то жизни.

Читайте по теме: