Закладки


Поделиться

URL
***

Инновации / Управление инновациями

Знаете ли вы, чего не знаете?

27 июля 2015

Знаете ли вы, чего не знаете?

На самом деле не так уж вы много знаете, как вам кажется. Большинство людей не в состоянии объяснить, как функционируют хорошо им известные и якобы вполне понятные вещи.

Не верите? Возьмите любой предмет, которым вы пользуетесь повседневно, и попробуйте детально описать его устройство. Увидите — в ваших знаниях обнаружатся зияющие пробелы. В психологии этот когнитивный барьер именуется иллюзией глубокого понимания. То есть вы уверены, что до конца понимаете то, о чем имеете весьма смутное представление.

Каждый день мы пользуемся жаргоном, не отдавая себе отчета в значении этих псевдотерминов. Мы просто маскируем пробелы в своем знании, вставляем «умные слова» как «заполнители», придавая своим рассуждениям лоск и не вдумываясь в глубокий смысл.

Например, несколько лет назад я побывал на корпоративном собрании, где вице-президент настаивал на рационализации деловых практик в ближайшем году. Присутствовавшие в зале топ-менеджеры одобрительно кивали. А потом в кулуарах пустились обсуждать, что конкретно он подразумевает под рационализацией деловых практик. Ни один из кивавших в унисон деловых людей не мог толком объяснить, как именно эти практики рационализируются.

Другой, весьма печальный и известный пример таких пробелов и их последствий. Именно глубочайшим непониманием природы сложного финансового продукта отчасти был вызван ипотечный кризис и коллапс нескольких крупных инвестиционных банков в конце нулевых. Последние попросту не сумели уберечь себя от сопряженных с этим продуктом рисков, потому что лишь очень немногие (как среди трейдеров, так и среди тех, кто покупал эти «токсичные бумаги») до конца осознавали, чем именно они торгуют.

Вот те, кто понимал структуру этого продукта, в итоге и сделали высокие ставки против рынка, предъявив свопы на дефолт по кредиту. Многие компании, в том числе AIG, охотно продавали как можно большее количество таких партии свопов, то есть явно недооценивали степень рискованности продукта, который они взялись страховать.

Читайте материал...

Показать полностью

Доступ к статье закрыт.
Чтобы прочитать статью целиком, оформите подписку.

У меня уже есть подписка

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ