Когда изобретатель не прав | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Когда изобретатель
не прав

Надеюсь, скоро наши инноваторы преодолеют свои болезни роста.

Автор: Александр Галицкий

читайте также

Владимир Скулачев. Лекарство от смерти

Анна Натитник

Падение цен на нефть может повредить не только российскому бизнесу

Эндрю Уинстон

Новости. Всемирный потоп

Гусинская Ирина

«Если умеешь слушать классическую музыку, плохим человеком не станешь»

Анна Натитник

Когда речь заходит о проблемах российской венчурной индустрии, разговор в конце концов сводится к одной мысли: «во всем виновато государство». Конечно, во многом это правда. С другой стороны, это не совсем справедливо — про самих инноваторов все как-то забывают, а ведь им тоже есть, над чем работать. Общаясь с нашими молодыми и уже не очень изобретателями, я часто вижу одни и те же недостатки. Вот — основные.

— Отсутствие видения бизнеса. Достаточно часто инноваторы знают, как улучшить свой продукт, и видят, чего этому продукту не хватает с точки зрения технологий. Но при этом нередко они не понимают, востребована ли их идея, можно ли вообще ее кому-то продать, есть ли спрос на их предложение. Что еще хуже, они и не хотят изучать конкурентную среду. За последнее время я познакомился с несколькими стартапами с разных рынков, которых объединяет одна и та же «болезнь». Все они «затачивают» свои решения под какого-то мнимого заказчика в лице госорганов и даже не изучают реальный рыночный спрос на свои — довольно многообещающие — технологии.

— Эгоизм по отношению к партнеру. Большая часть молодых изобретателей, с которыми я сталкивался, считала свою идею этакой сакральной тайной, курицей, несущей золотые яйца, которую надо припрятать куда-нибудь подальше. Они не пытаются ею как-то поделиться со своими партнерами и даже не считают нужным ее кому-то продавать — как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Такое трепетное и неадекватное отношение к своему детищу всегда отражается на самой организации. Когда я спрашиваю таких людей: «Как организован ваш бизнес?», то мне отвечают что-то в духе: «Я все придумал, мне принадлежит 90%, а этот парень помогает мне строить компанию — у него 10%». Это типовая российская схема — весь мир должен крутиться вокруг изобретателя. Такой стартап очень быстро начинает буксовать. Инноватор не знает, куда дальше двигаться, ведь он мало смыслит в бизнесе, да и не хочет в него вникать, а его партнер-предприниматель страдает от отсутствия мотивации — киснуть на вторых ролях ему неинтересно, он хочет быть равноценным партнером.

— Неумение работать в команде. На Западе бытует стереотип, что русские часто талантливы, но при этом не умеют и не хотят быть частью команды — этакие потомки Левши. Я знаю такие примеры: ты собираешь действительно толковых ребят, а они, вместо того чтобы творить плечом к плечу, начинают «выделываться», кто круче и умнее. Парадоксально, но при всем нашем коллективизме мы не умеем работать в группе. Это начинается еще в детстве: я не припомню, чтобы в наших школах были проекты, в которых культивировалась бы командная игра. У нас любой проект складывается в вертикаль власти: есть лидер и «все остальные». Неудивительно, что внутри компании наши люди всегда тянут одеяло на себя.

— Непонимание сути венчурного бизнеса. У молодых инноваторов часто странное отношение к инвестициям: венчурного капиталиста они считают человеком, которому некуда девать деньги. Думаю, складывавшаяся десятилетиями система бюджетного финансирования сделала свое черное дело. Я много раз с этим сталкивался, и мне бывает забавно, когда изобретатель просит денег, уверяя, что «знает, как их с умом потратить». И как-то у него никогда не получается сказать: «Я знаю, как приумножить ваши деньги!»

— Завышенное самомнение и при этом мелкий масштаб идей. Вот типичная история: допустим, какой-то толковый парень придумал «звуковой движок», который можно встраивать в социальные сети. А другой — разработал «чат». Если они скооперируются, то эффект от их работы будет выше. Но, уверяю, в 90% случаев они не объединятся: каждый считает, что его идея стоит миллиард долларов. Есть и другая проблема: обе технологии мелковаты — слишком нишевые с точки зрения как потребителя, так и венчурного инвестора (ведь нам хочется растить большие компании). Но если два изобретателя все-таки умерят амбиции и объединятся, возможно, инвестор ими и заинтересуется.

Я не ставил задачи кого-то обидеть этим постом — просто было бы здорово, если бы молодые изобретатели посмотрели на себя со стороны: в конце концов, так будет лучше всем. К счастью, ситуация меняется: люди начали наконец читать умные книги, смотреть на истории больших компаний. Надеюсь, скоро наши инноваторы преодолеют свои болезни роста.