Закладки


Поделиться

URL

Карьера / Коммуникации

29 апреля 2014

15 правил переговоров при найме на работу

Переговоры с потенциальным работодателем редко проходят гладко.

Вот три типичных ситуации.

Идет третий раунд интервью в компании, которая вам нравится, а вы только что получили приглашение на собеседование от фирмы, в которой вам еще больше хотелось бы работать. И тут — совсем некстати — менеджер первой компании ставит вопрос ребром: «Как вы знаете, у нас много претендентов на эту должность. Нам нравитесь вы, и мы надеемся, что это взаимно. Если мы предложим вам хорошие условия, вы придете к нам работать?»

Вы получили приглашение на работу, которая вам интересна, но зарплата там ниже, чем вы, по вашему мнению, заслуживаете. Вы спрашиваете своего потенциального начальника, готова ли компания обсуждать этот вопрос. «Обычно мы не нанимаем людей с такой подготовкой, как у вас, и у нас тут совершенно другая культура, — отвечает она. — В этой работе вас должны интересовать не только деньги. Вы хотите сказать, что не пойдете к нам, если мы не повысим зарплату?»

Вы работаете уже три года и вполне всем довольны, но вам названивает агент по найму и твердит, что в других местах вы заработаете больше. Уходить вы не хотите, но вам хочется справедливой оплаты труда, и было бы неплохо попросить о прибавке. К сожалению, в компании жесткий бюджет, а вашему начальнику не нравится, когда кто-то пытается сыграть на том, что его переманивают в другую фирму. Как быть?

Каждый из этих сценариев по-своему сложен — и показателен в плане того, как непросто могут проходить переговоры о приеме на работу. Все больше компаний оплачивают труд сотрудников акциями, опционами и бонусами, привязывая эту форму оплаты к индивидуальным и коллективным достижениям. Все больше работодателей при найме людей с МВА используют такие методы, как взрывные предложения (срок принятия решений ничтожно короткий) или скользящие поощрительные премии, зависящие от того, насколько быстро кандидат дает согласие. Это ограничивает ваши возможности и не оставляет времени сравнивать условия. Нынешние управленцы чрезвычайно мобильны, поэтому у людей, претендующих на одну и ту же должность, обычно бывают разные сильные стороны, разные зарплатные ожидания и разный опыт работы. Из-за этого работодателям сложно устанавливать нормы и разрабатывать стандартные компенсационные пакеты.

В некоторых отраслях, где мало вакансий, соискателям не из чего выбирать и трудно поднимать планку на переговорах — условия диктует наниматель. Там у тех, 
кто остался или может остаться без работы, положение на собеседовании становится еще менее вы­игрышным.

Но людям, мастерски владеющим искусством ведения переговоров, сложный рынок труда предоставляет уникальные возможности. С помощью переговоров можно добиться многого, особенно когда ситуация предполагает разные варианты исхода.

Я изучаю и преподаю мастерство ведения переговоров и часто консультирую нынешних и бывших студентов. Несколько лет я читаю лекции на эту тему (их запись 
можно посмотреть на сайте 
www.NegotiateYourOffer.com). Каждый случай уникален, но существуют стратегии, тактики и правила, которые помогут вам решить ряд проблем, возникающих во время переговоров с работодателями. Приведу 15 из них.

Помните 
о значении привлекательности


Это вроде бы очевидное, но чрезвычайно важное правило. Люди будут бороться за вас, только если вы 
им понравитесь. Когда вы сделаете или скажете что-то, что представит вас в менее привлекательном 
свете, ваши шансы добиться более выгодного предложения снизятся. Речь не только о вежливости, 
но и об умении сглаживать противоречия, неизбежно возникающие на переговорах: об искусстве требовать заслуженного и не производить впечатления жадины, указывать на недостатки в условиях работы и не казаться мелочным; проявлять настойчивость и не быть занудным. Чтобы справиться с этой задачей, переговорщики обычно смотрят, как люди реагируют на их манеру разговора (для этого можно отрепетировать интервью с друзьями).

Объясняйте, 
почему вы заслуживаете того, чего требуете


Понравиться работодателю — даже не половина дела. Он должен убедиться, что вы заслуживаете условий, на которые претендуете. Не рассчитывайте на то, что представленные вами документы сделают за вас всю работу, — обязательно дополните их подробным рассказом. Не стоит просто перечислять свои требования (скажем, 15-процентное повышение зарплаты или разрешение раз 
в неделю работать дома) — лучше четко объяснить, почему вы имеете на это право (есть причины, в силу которых вы заслуживаете больших денег, чем другие кандидаты; по пятницам ваши дети раньше возвращаются из школы). Если вы не можете аргументировать свои желания, возможно, их лучше вовсе не высказывать. Опять же, не забывайте, что ситуация, когда вы, с одной стороны, стараетесь понравиться, с другой — объясняете, почему заслуживаете большего, — довольно щекотливая. Вы можете показаться заносчивыми, рассказывая о своей исключительной ценности, если тщательно не продумаете, как правильно подать 
информацию.

Показывайте, 
что заполучить вас вполне 
реально

Кто захочет тратить силы и добиваться для вас более привлекательных условий, если есть подозрение, что в итоге вы все равно откажетесь?! Кому охота повышать ваши шансы 
на успех в чужой компании?! Если 
вы решили выторговать себе щедрый компенсационный пакет, дайте понять, что у вас серьезные намерения. Иногда можно подогреть азарт потенциального работодателя, сообщив ему, что на вас большой спрос. Но не переборщите: люди могут подумать, что вы недосягаемы, — так зачем им лезть из кожи вон? Если вы намерены надавить, перечисляя свои варианты трудоустройства, не забудьте добавить, почему — или на каких условиях — вы с удовольствием от всего откажетесь и выберете именно эту компанию.

Старайтесь 
понять своего 
собеседника

Переговоры ведут не компании, а люди. Вы сумеете повлиять на человека, сидящего напротив вас, только если поймете его. Что его больше 
всего интересует или волнует? Переговоры с предполагаемым -начальником и с -представителем кадровой службы — две большие разницы. Кадровика вы скорее всего можете засыпать вопросами, вызнавая все подробности и условия. Но раздражать мелочными, на первый взгляд, претензиями того, кто может стать вашим начальником, — ни к чему. С другой стороны, представитель кадровой службы должен, возможно, нанять десяток человек и потому не захочет делать для вас исключения, а вот начальник, который выиграет от вашего прихода в компанию, может, если что, замолвить за вас словечко.

Принимайте 
во внимание 
обстоятельства собеседника

Допустим, вы понравились потенциальному работодателю. Допустим, он думает, что вы стоите тех денег, которые просите. Но это не значит, что он непременно выполнит ваши требования. Почему? Потому что он может быть связан жесткими ограничениями вроде «потолка» зарплаты, которые с помощью переговоров не устранить. Ваша задача — понять, что обсуждаемо, а что нет. Если вы, к примеру, имеете дело с крупной компанией, которая одновременно нанимает 20 специалистов одного профиля, едва ли вам дадут более высокую зарплату, чем остальным. А вот обсудить дату выхода, время отпусков и поощрительную премию при приеме на работу вполне реально. Если же вы ведете переговоры с небольшой компанией, которая прежде не брала людей на такую позицию, можно обсудить первоначальную сумму зарплаты и название должности — и больше ничего. Чем лучше вы понимаете обстоятельства, тем выше вероятность того, что вы сумеете предложить обоюдовыгодные условия.

Будьте готовы к трудным 
вопросам

Неудобные вопросы сбивают соискателей с толку. «Вы получаете другие предложения о работе? Если мы завтра предложим вам занять эту должность, вы согласитесь? Мы — именно то, что вам нужно?» — мало кто рассчитывает услышать на собеседовании такие вопросы. Если вы к ним не готовы, то, скорее всего, неуклюже уклонитесь от ответа или, что еще хуже, соврете. Мой совет: ни в коем случае не лгите на переговорах. Даже если в будущем ложь и не обернется против вас, обманывать просто-напросто неэтично. Еще одна опасность: стараясь вежливо ответить на неудобный вопрос, можно переусердствовать и лишиться своих козырей. Нужно обязательно готовиться к вопросам и темам, которые могут заставить вас защищаться, поставить вас в неловкое положение или раскрыть ваши недостатки. Ваша задача — отвечать честно, не производя при этом впечатления непривлекательного кандидата и не слишком сдавая свои позиции. Если заранее продумать ответы на подобные вопросы, ваши козыри, скорее всего, останутся при вас.

Пытайтесь 
понять, что 
стоит за каждым вопросом 


Если, несмотря ни на что, вы не смогли предугадать всех вопросов, 
помните: главное — не формулировка, а намерение спрашивающего. Каверзный вопрос вполне может 
оказаться безобидным. Работодатель, который интересуется, примите ли вы его предложение завтра же, возможно, вовсе не хочет загонять вас в угол, а просто пытается понять, насколько искренен ваш интерес. А вопрос о других предложениях может быть задан, просто чтобы уточнить, какого рода работу вы ищете, и понять, есть ли у компании шанс 
вас заполучить. Если вопрос вам не нравится, это не повод подозревать худшее. Отвечайте на него в соответствии с тем, как вы его поняли, или попросите интервью-ера пояснить, с какой целью он его задает. Если вы проявите искренний интерес и выкажете готовность все объяснить, лучше будет всем.

Учитывайте 
все факторы


Для многих «переговоры о работе» — синоним «переговоров о зарплате». Очень жаль, потому что удовлетворенность работой во многом 
определяется другими факторами, которые тоже можно обсуждать, — 
и обсуждать их, пожалуй, проще, 
чем зарплату. Не зацикливайтесь 
на деньгах. Оцените все в целом: обязанности, местоположение, командировки, гибкость рабочего графика, возможности для роста и продвижения по службе, 
прибавки, перспективы постоянного повышения квалификации и т. д. 
Думайте не только о том, сколько 
вам должны платить, но и о том, когда. Возможно, вы предпочтете сейчас получать меньше ради того, чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице.

Обговаривайте вопросы 
не последовательно, а одновременно

Если вы получаете предложение 
о работе и что-то в нем вам не нравится, лучше все свои правки внести сразу. Представьте себе такой расклад. Вы говорите: «Зарплата низковата. Можно ли как-то решить этот вопрос?» -Потенциальные работодатели улаживают проблему, а вы на это: «Спасибо. Вот тут еще два момента, которые хотелось бы уточнить…» Так делать не стоит. Если вы сначала попросите о чем-то одном, будет казаться, что это и есть ваше условие: вам пойдут навстречу, и вы примете предложение (или хотя бы решение). Если же вы на этом не остановитесь, а будете все время говорить: «А вот еще один вопрос…», то на великодушие или понимание рассчитывать уже не придется. 
Кроме того, если у вас больше 
одного требования, надо не просто их перечислить, но и обозначить относительную важность каждого из них. Иначе работодатель выберет пару наименее принципиальных для вас требований, потому что их проще выполнить, и будет считать, что вы договорились. Ваши условия почти не улучшатся, а партнер по переговорам будет считать свою задачу выполненной.

Не торгуйтесь ради того, 
чтобы просто торговаться

Боритесь с искушением доказать всем, что вы — великий переговорщик. Это болезнь студентов МВА, только что прослушавших курс по ведению переговоров. При первом же случае — на первом же интервью — они бросаются с места в карьер. Мой совет: если что-то для вас важно, обязательно настаивайте на своем. Но не торгуйтесь из-за каждой мелочи. Стараясь получить чуть-чуть больше, вы только дразните гусей — и ограничиваете свои возможности договориться с компанией в дальнейшем, когда это будет действительно нужно.

Синхронизируйте предложения о работе

Когда приступаешь к поиску работы, хочется получить хотя бы одно предложение, чтобы чувствовать себя увереннее. Это особенно справедливо для молодых выпускников, которые видят: все вокруг ходят на собеседования, а некоторые уже празднуют первые победы. Как ни странно, с этим могут быть проблемы: сделав предложение, компания ожидает, что вы дадите ответ достаточно быстро. Если вы хотите сравнивать варианты, предложения должны поступать одно за другим. Поэтому не бойтесь затормаживать переговоры с одним потенциальным работодателем и ускорять с другим, чтобы все варианты рассматривать одновременно. Тут важно соблюдать меру: если вы слишком тянете — или слишком напираете, — компания может потерять к вам интерес и нанять другого кандидата. Но есть одна хитрость. Если вы хотите отсрочить предложение, попросите второй или третий раунд интервью провести чуть позже.

Избегайте 
ультимативных требований, игнорируйте или сглаживайте их

Никому не нравится, когда ему диктуют, что делать. Поэтому старайтесь не выдвигать жестких требований. Иногда это выходит непроизвольно — когда мы пытаемся продемонстрировать свою силу или когда расстроены и все идет не так. То же самое касается вашего собеседника. Я лично просто игнорирую такие требования, ведь в какой-то момент человек, выдвинувший их, может сообразить, что вот-вот все испортит, и решит взять свои -слова назад. Ему проще будет это сделать, не теряя лица, если дело не дошло до обсуждения. Если кто-то вам говорит: «Мы никогда на это не пойдем», не цепляйтесь к словам и не заставляйте людей повторять их. Лучше скажите: «Да, это, видимо, трудный вопрос, раз беседа приняла такой оборот. Может, мы пока обсудим другие проблемы?» Сделайте вид, что собеседник ничего такого не говорил, и постарайтесь отвлечь его. Если требование было выдвинуто сознательно, вам дадут это понять.

Помните: никто не настроен 
против вас

Тяжелые переговоры о зарплате или долгие проволочки с утверждением официального предложения могут вызвать у вас ощущение, что потенциальные работодатели что-то против вас имеют. Но, если процесс зашел уже достаточно далеко, значит, вы нравитесь этим людям и они хотят, чтобы так было и дальше. Задержка с решением того или иного вопроса может объясняться обстоятельствами, которые вы себе в полной мере не представляете. А запаздывающее письмо с предложением о работе означает, что вы — не единственная забота кадровика. Оставайтесь на связи, но проявляйте терпение. А если терпения не хватает, не звоните представителям компании в раздражении или гневе — лучше спросите о сроках и о том, можете ли лично вы сделать что-нибудь для ускорения процесса.

Не прекращайте переговоры


Помните: то, о чем сегодня нельзя договориться, завтра может стать предметом обсуждения. -Интересы и обстоятельства со временем меняются. Когда кто-то говорит «нет», он имеет в виду: «сегодня это невозможно». Через месяц тот же человек, вполне вероятно, сумеет сделать то, чего не мог раньше: например, продлить срок ожидания вашего ответа или повысить вам зарплату. Допустим, вы хотите по пятницам работать дома, а потенциальный начальник против. Может, у него нет полномочий решить этот вопрос. Но не исключено также, что он пока не доверяет вам настолько, чтобы согласиться с таким графиком. Через полгода ваш авторитет, возможно, укрепится, и вы сумеете убедить руководителя в том, что вы способны добросовестно трудиться дома. Будьте готовы продолжать начатый ранее разговор и подталкивайте к этому других.

Трезво смотрите на вещи

Это последнее и самое важное правило. Вы можете профессионально вести переговоры и все равно -потерпеть неудачу, если это, образно говоря, не ваша игра. В конечном счете, удовлетворенность работой зависит не столько от -переговоров, сколько от самой работы. Как показывают опыт и научные данные, отрасль и должностные обязанности, карьерный путь и повседневные контакты (например, с начальниками и коллегами) значительно более важны, чем отдельные условия работы. Правила, которые я перечислил, помогут вам эффективно вести переговоры и получить то предложение, которого вы заслуживаете. Но применять их надо только после продуманного и осознанного поиска работы, цель которого — убедиться, что путь, который вы выбираете, поведет вас туда, куда нужно именно вам.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ