Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Коммуникации

Основы поведения в социальной сети

15 августа 2014

Основы поведения в социальной сети

Почему не стоит использовать социальную сеть для коммерческих предложений

Некоторые говорят, что это вопрос спорный — для меня совсем не спорный, а очень даже black&white. Объясню почему: социальная сеть подобна огромной конференции, куда в принципе вход каждому свободен, но на пространстве этой конференции бродят абсолютно разные граждане, разных профессий и статусов. Никого не собираюсь обидеть, но общество в сети так же неоднородно, как, например, толпа на улице. При всей кажущейся доступности всех и каждого, поверьте, психологические барьеры никто не отменял: продавцов «Herbalife» здесь «любят» точно так же. Представьте эту ситуацию на ваше обращение к кому-нибудь с заманчивым предложением рекламных, транспортных или еще каких-нибудь услуг, и вы ощутите всю неуместность ситуации.

Сеть создана изначально вовсе не как ярмарка услуг, а как ярмарка талантов — по вашему в ней поведению во многом оценивается и ваша стоимость на рынке, по выложенным фотографиям и комментариям — ваша адекватность и уровень интеллекта. Если вы намеренно переходите барьеры адекватности и уходите в сегмент BTL, так сказать, то ожидайте соответствующего к себе отношения на рынке этого самого таланта.

Российский культурный код

Регистрация в сети по имени и фамилии может создать иллюзию, что уместным обращением к незнакомому человеку может быть использование его имени и только его. В целом это так, но в случае намеренного обращения к человеку, связь с которым вы установили по каким-то причинам, использовать лишь его имя можно только в ситуации, когда а) это ваш знакомый, б) человек очевидно вашего возраста и социального статуса или в) вам наплевать на последствия, что маловероятно, ибо вы же ожидаете положительной реакции на ваше заманчивое предложение. То есть, скорее всего, вы познакомились с аккаунтом вашего визави до обращения к нему.

Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов

В российском культурном коде обращение по имени-отчеству принято (помимо официальных коммуникаций с чиновниками) к лицам старше вас по возрасту на поколение минимум, к незнакомым лицам вашего же возраста, до момента пока обе стороны не выявили желания перейти на «ты». Этот барьер отсутствует в англосаксонской, а конкретнее в американской культуре, но могу вас заверить: после 23 лет работы в американский компаниях, этот же возрастной — и статусный! — барьер устанавливается другими средствами и адекватность коммуникаций отслеживается ох как строго. Но отчества, действительно, у них нет, в отличие от России. Но вы в России!

Теперь представьте себе, например, ректора вашего вуза, оказавшегося в одной с вами компании — повернулся бы у вас язык обратиться к нему по имени? Представьте себе начальника управления закупок банка, которому вас только что представили. Представьте себе коллегу по работе или друга вашего отца (если он только для вас не «дядя Коля»). И теперь экстраполируйте эту ситуацию на социальную сеть, на эту открытую конференцию, где все эти люди вдруг волею случая и технического прогресса оказались. Мой сорокалетний опыт управления людьми в разных ипостасях и на разных должностях говорит мне, что тот, кто отрицает этот российский культурный код, берет на себя риск оказаться неадекватным российской бизнес-среде.

Адекватность поведения

Про фотографии и комментарии я уже писал: это общее место, и про них тысячу раз сказано разными экспертами и просто наблюдателями пространства соцсетей. Сознательное и демонстративное непонимание структуры бизнеса и иерархии принятия решений намного хуже. Если вы предлагаете вашему вновь обретенному «френду» в соцсети ремонт покрышек, скажем, только потому, что он руководит автоцентром, смею вас заверить, что ничего, кроме отторжения, такое предложение не вызовет. И ваша настойчивость будет расценена как неадекватность поведения. Здесь я повторюсь: ярмарка услуг и товаров — это в другие сети, но не в социальные.

Читайте материал по теме: Формула дружбы

Поколение Y, как и любое предшествующее, хочет все и сразу, а так не бывает. Для того чтобы установить продуктивный рабочий контакт в сети или вне ее, нужно потратить кучу времени и усилий, выстраивание отношений — это ваша инвестиция в будущую карьеру или бизнес, и этот процесс не может быть простым по определению. Виртуальная реальность только так называется, а на самом деле она очень даже реальная, и правила в ней действуют те же, что в жизни. Не тешьте себя иллюзиями, будто можно перепрыгнуть через естественные этапы отношений, пренебречь условностями, культурным кодом и прочими аспектами. Вы выбираете, но и вас выбирают, и вашим «стейкхолдером» может вполне оказаться тот случайный «френд» на другом конце оптоволоконного провода...

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ