Шесть ошибок нетворкинга и как их избежать | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть ошибок нетворкинга и как
их избежать

Нетворкинг — ключевой навык для менеджеров и бизнесменов любого уровня

Автор: Джилл Коркиндейл

Шесть ошибок нетворкинга и как их избежать

читайте также

Современные индийские потребители: какие они?

Лидия Кулик

Продажи в тяжелые времена: о чем нужно помнить топ-менеджеру

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Э. Лоример

Почему корпоративные программы не всегда адекватны российским условиям

Борис Щербаков

Коварное сходство

Игорь Гурков,  Моргунов Евгений

Если вас уволили, утешайтесь мыслью, что вы такой не один: многие опытные и знающие управленцы сейчас разрабатывают стратегию поиска новой работы.

С чего же начать? Если бы я была вашим коучем, я бы твердила: связи, связи, связи.

Увы, у многих моих клиентов плоховато с искусством завязывания и поддержки деловых контактов. Вот Джерри, сорокалетний менеджер по развитию бизнеса в финансовой компании. Его обязанность — налаживать бизнес в Европе, то есть обзаводиться профессиональными контактами, выступать на конференциях и искать новых клиентов. Он достиг того момента в карьере, когда пора строить внутренние сети, но не понимает, что давно стал мастером в этом деле, и вздрагивает от одного слова «нетворкинг». Почему? Потому что отождествляет нетворкинг с самопиаром, интриганством и фаворитизмом.

На самом деле нетворкинг — ключевой навык для менеджеров и бизнесменов любого уровня. Сеть отношений обеспечивает поддержку в хорошие времена, и только она поможет выжить в тяжелое время.

И все же обзаводиться связями бывает трудно и тяжело даже менеджеру, который с легкостью готов «просто поболтать». Нет нужды подвергаться таким стрессам. Вот несколько распространенных ошибок нетворкинга и советы, как их избежать.

1. Кажется, будто вы никого не знаете

В наш век разветвленных отношений каждый знает гораздо больше людей, чем сам догадывается. Потратьте 10 минут на то, чтобы составить список нынешних и бывших коллег, профессиональных контактов, друзей, родственников, однокурсников и «светских» знакомых. Вы будете приятно удивлены. Недавно я дала такое поручение другу, который уверял, будто никого не знает — и два часа спустя он все еще не добрался до конца списка!

Facebook и LinkedIn — мощные интернет-инструменты общения. Через друзей и коллег ваша соцсеть начнет быстро расширяться. Можно укрепить свое присутствие в интернете, обзаведясь блогом или домашней страницей. Посмотрите, с кем вы переписывались в последнее время. Существуют специальные сайты для нетворкинга — такие, как freeagent и ecademy — это удобный способ быстро обзаводиться связями. Другой полезный инструмент нетворкинга — тот же Twitter.

2. Непонятно, как представиться

Непонятно, как представиться, если вас только что уволили. Вы ведь привыкли начинать разговор со слов: «Я такой-то и работаю там-то». Если у вас сейчас нет работы, скажите четко, что находитесь в поиске и подбираете себе новую должность. Можете упомянуть, чем занимались на прошлой работе, но не уделяйте этому чересчур много внимания. Подробнее опишите свои интересы и возможности, направив тем самым разговор в нужное русло.

Прежде чем снять трубку и позвонить, продумайте, о чем вы собираетесь говорить и чего можете ожидать от собеседника. Какова цель звонка — добыть информацию или же выйти через этого профессионала на других? Если вы сумеете ясно сформулировать, что вам нужно, вы сбережете и свое время, и время того, кому позвонили, и такая внятная речь производит гораздо лучшее впечатление, чем растерянное бормотание. Учтите, что собеседник не всемогущ, будьте благодарны и за подсказки, советы, за то, что с вами поделились опытом. На этой стадии знакомства еще рано в лоб просить о работе, только отношения портить. Если вы вступаете в общение по электронной почте, тон должен быть бодрым, неофициальным, но все же с учетом положения человека, к которому вы обращаетесь. И не включайте нетворкинг, когда пишете, например, старому другу.

3. Это самопиар какой-то

Задача нетворкинга — продать себя, но как это сделать, не превращаясь в наглого продажника? Вот потому-то многие люди как огня боятся этой задачи.

Хороший способ показать (а не рассказать), какой вы классный специалист — выложить заранее припасенную историю из серии ПЗДР: Проблема, Задача, Достижение, Результат. Можно быстро и к месту рассказать историю, в которой ваши таланты и достижения проступят со всей очевидностью. Например:

Проблема: Клиентская служба теряла клиентов, доходы сократились, команду раздирали конфликты.

Задача: Остановить отток клиентов, наладить клиентскую службу, реструктурировать команду и создать новые продукты.

Достижение: Вы сумели сохранить ключевых клиентов, погасили конфликт, укрепили дух команды и повысили репутацию отдела.

Результат: Повысились доходы (в цифрах), команда заработала на полную мощность, появились инновационные продукты (примеры), клиенты счастливы.

Рассказ должен занимать не более пяти минут и содержать достаточное количество деталей, чтобы заинтересовать собеседника, но не перегрузить.

4. Непонятно, как вести себя в толпе незнакомцев

Отправляясь на мероприятие, напомните себе, что множество людей находятся в такой же ситуации — особенно в пору кризиса — и что ваша задача — общаться. Сосредоточьтесь на собеседнике, спросите его, что ему нравится в нынешней работе, как он ее получил и как бы поступил, если бы у него ее не было. Обменяйтесь визитками и без смущения переходите к другому собеседнику, когда этот короткий разговор естественным образом закончится.

Звоня по телефону, прежде всего спросите, удобно ли сейчас человеку разговаривать — и если нужно, перенесите разговор на другое время. Если вы звоните или пишете человеку, с которым пока не знакомы лично, упомяните того, кто дал вам этот контакт и поясните, откуда вы его знаете. Спросите собеседника о его работе, как он ее получил, что для этого потребовалось, где можно найти вакансии и на что вы можете надеяться, если вакансии объявляются только внутри компании. Попросите связать вас с другими нужными людьми или же договоритесь о личной встрече.

5. Нельзя критиковать коллег или компанию, из которой вас уволили

Присмотритесь, как ваша история звучит со стороны, для тех, кто не был знаком с вашим ужасным начальником. Постарайтесь быть позитивным и бодрым, откровенно говорите, что ищете новую работу, но избегайте ноток отчаяния и не вините в своем увольнении ни компанию в целом, ни отдельных людей. Это производит дурное впечатление, и разговор оборвется раньше, чем вам удастся наладить прочную связь.

6. И не забывайте благодарить

Хорошие манеры — главный навык нетворкинга, но о них часто забывают, особенно, когда человек нервничает в поисках работы. Всегда благодарите собеседника за то, что уделил вам время и внимание — напишите ему либо по электронной почте, либо записку от руки. И сохраняйте контакт, посылайте время от времени этому человеку статью или извещение о мероприятии, которое его может заинтересовать, поддерживайте общение в соцсетях или пишите время от времени, сообщая, как у вас идут дела. Обязательно известите его, если получите работу. Таким образом, вы включите этого человека в свою сеть и сохраните его, а когда-нибудь, возможно, отплатите добром за добро, если он сам останется без работы.

И наконец, не упускайте возможность расширить свою сеть в новых направлениях. Пока вы свободны и ищете работу. Это замечательная возможность продумать разные варианты — например, пройти обучение, попробовать себя (хотя бы временно) в новой роли. Будьте гибки, открыты всему, и у вас появится шанс найти работу лучше и интереснее.

Есть ли у вас полезные советы по нетворкингу? Какие навыки вы считаете наиболее важными для человека, только что потерявшего работу?

* деятельность на территории РФ запрещена