Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Коммуникации

Обидная связь: как реагировать на комментарии, с которыми вы не согласны

03 августа 2017

Обидная связь: как реагировать на комментарии, с которыми вы не согласны

Это мог быть результат вашей аттестации или оценка вашей работы по методу «360 градусов». Возможно, это был совет от коллеги, хотя вы его и не просили, нравоучение от недовольного клиента или даже прозвище, которое для вас придумала ваша команда и о котором вы случайно узнали. В любом случае это что-то неправильное. Неуместное. Незаслуженное. Они не знают всей ситуации. Они толком не понимают, чем вы занимаетесь. Более того, их советы все равно не помогут.

Обратная связь, которая кажется откровенно ошибочной, нередко бывает болезненной, вызывает злость и желание закрыться от внешнего мира. Что делать, если вам пришлось с этим столкнуться?

Первое: не делайте ничего. Не думайте (пока) о том, согласны ли вы c полученными замечаниями. Это не так просто, но вам нужно дать себе время, чтобы лучше понять обратную связь, и лишь потом принимать ее или отвергать.

Возьмем, к примеру, Ниру (имя изменено), креативного директора, высоко ценимого в отрасли цифровых медиа. После трех месяцев на новой работе Нира пришла на встречу с CEO компании и вдруг услышала: «Мне бы хотелось, чтобы ты была более креативной».

Ошеломленная Нира судорожно пыталась понять, в чем причина этих слов, и нашла их возмутительными. «Я креативный директор этой компании! – думала она. – Креативность есть даже в названии моей должности. Я за всю свою карьеру не слышала того, что услышала сейчас. Невозможно быть креативным, когда тебе такое говорят в лицо. Я ничего не стою, если я не креативная».

Но все это она сказала только про себя, а затем изобразила улыбку, поблагодарила босса, вышла и начала искать в телефоне номер знакомого хедхантера.

Реакция Ниры естественна. Чтобы решить, принять или отвергнуть обратную связь, мы автоматически начинаем думать о том, что с ней не так: кто дал эту обратную связь, почему, как нам кажется, она была дана, когда, где или как она была дана, почему она неправильная и не будет работать. У подобного поиска недостатков есть две уязвимости: во-первых, вы всегда сможете найти такие недостатки, а во-вторых, вы слишком быстро откажетесь от обратной связи, так и не успев понять, что имел в виду ваш собеседник.

Поэтому копайте глубже. Чаще всего обратная связь будет доходить до вас в виде абстрактных фраз: «Тебе нужно поднажать», «Будь лидером», «Думай более стратегически», «Будь креативнее». Легче всего, сразу решив, что подобные штампы значат для нас, предположить, что мы знаем, что имел в виду их автор. Однако в лучшем случае они лишь приблизительно и неточно передают его посыл.

Обратная связь, которую мы получаем, всегда основана на прошлом опыте. Босс Ниры пытался описать свои наблюдения, ожидания, примеры того, что Нире следовало бы сделать, или же упущенные возможности, сказавшиеся на ее креативности. Обратная связь также говорит и о будущем: CEO наверняка хотел бы, чтобы Нира определенным образом изменила свой подход. Поэтому прежде чем решить, что в полученном комментарии неправильно, а что правильно, ей необходимо было понять его истоки, а также его связь с будущим. Для этого Нире нужно было задать примерно такие вопросы.

  • Могли бы вы объяснить подробно, что вы подразумеваете под «креативностью»?

  • Могли бы вы назвать конкретные ситуации, в которых я действовала недостаточно креативно?

  • Могли бы вы привести примеры того, что для вас означает «креативность»? Что бы вы посоветовали мне делать по-другому?

Сделав несколько глубоких вдохов и сказав пару ободряющих слов своему отражению в зеркале, Нира все-таки вернулась в кабинет начальника, чтобы задать несколько вопросов. Она узнала, что CEO вовсе не имел в виду ее работу с клиентами. Вместо этого он хотел, чтобы Нира пересмотрела свой подход к организации командных встреч. CEO заметил, что на них креативный директор много говорила сама, практически не оставляя возможности высказаться менее активным, но исключительно талантливым членам команды. Он предложил несколько неочевидных хороших способов сделать так, чтобы даже самые тихие голоса были услышаны. Предоставленная им обратная связь была ценнее, чем Нира предполагала.

Конечно, босса Ниры можно критиковать за то, как неоднозначно он выразился: разница между его пониманием «креативности» и тем, как его слова мог интерпретировать любой собеседник, велика. Однако, каким бы штампом не воспользовался CEO, без дальнейших разъяснений его слова не смогли бы передать, что именно его тревожит или что он хочет порекомендовать. Поэтому всегда будьте готовы помочь яснее выразить свои мысли тем, кто дает вам обратную связь. Лучший способ сделать это — не оправдываясь, а с подлинным интересом задавать четкие вопросы.

Проверьте ничего ли вы не упускаете, задав два вопроса себе: что неправильно в обратной связи и что в ней может быть правильно. Иногда обратная связь может не казаться «правдой», просто потому что затрагиваемые ей проблемы находятся в нашей «слепой зоне», мы о них даже не подозреваем. Чтобы лучше понять, что вы можете не замечать, обратитесь к другу.

Так, например, Джейку (имя также изменено) было сказано, что ему следует «изменить отношение к работе». Джейк посчитал обратную связь абсурдной: его отношение к работе было отличным, он был усерден и неутомим. Джейк пожаловался на замечание коллеге, которая сразу его поддержала: «Это бред! Никто не работает столько часов в неделю, сколько ты. Ты здесь все время». Таким образом она предоставила Джейку то, чего он косвенно и просил: поддержку и подтверждение «неправильности» обратной связи.

Большинство из нас, удостоверившись в своей правоте, на этом и остановятся. Но если вы хотите узнать свою «слепую зону», задайте вашему другу второй вопрос: «А может ли в этой обратной связи быть что-то правильно?»

Коллега Джейка, задумавшись на секунду, предположила: «Ты действительно проводишь много времени на работе, но каждый раз, когда тебя просят задержаться, ты вздыхаешь и жалуешься, что у тебя совсем нет личной жизни. На самом деле, это и правда можно принять за неправильное отношение к работе».

Несмотря на то, что обратная связь, которую вы получаете, всегда будет в какой-то мере неправильной — возможно, даже на 90% — в ней почти всегда будет что-то верное, чем можно воспользоваться. Наши коллеги и друзья всегда помогут нам обнаружить эти 10%, но для этого их нужно прямо об этом попросить и показать, что мы не собираемся «убивать гонца».

Умеющие принимать обратную связь люди не соглашаются с ней, а именно принимают ее. Слышат ее. Стараются ее понять. Делятся своей точкой зрения. Обдумывают ее. Не спешат с реакцией. Ищут в полученной информации то, что может быть полезно, пусть даже этого полезного будет не так уж много. Только тогда можно решить, хотите ли вы принять полученную обратную связь или нет.

Независимо от того, какое решение вы примете, поделитесь им — и вашими рассуждениями — с тем, кто дал вам обратную связь. Показав, что вы серьезно отнеслись к замечаниям, вы укрепите ваши взаимоотношения, даже если в конечном счете предпочтете не следовать полученному совету.

Об авторах. Шейла Хин преподает техники переговоров в Гарвардской школе права, возглавляет Triad Consulting Group, соавтор бестселлера «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well (Even When It Is Off-Base, Unfair, Poorly Delivered, and Frankly You’re Not in the Mood)», а также книги «Difficult Conversations: How to Discuss What Matters Most». Дебби Гольдштейн преподает техники переговоров в Гарвардской школе права и Гарвардской высшей школе педагогических наук, возглавляет Triad Consulting Group.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться
  • Мстислав Удатный
    04.08.2017

    В большинстве случаев сознание обращается к проблемам управления, самообладания, умения вести себя (и т.п. слова об одном и том же), столкнувшись с трудностями, неудачами, разочарованием, то есть не в самое комфортное для себя время — большей частью в разнородных “стрессовых” ситуациях. Тем не менее, Бог не возлагает на человека ничего сверх того, что тот может вынести, и потому лучшее, что можно сделать в такого рода обстоятельствах:
     1. Прежде всего остановить собственную суету, всплывающую из бессознательных уровней внутренне конфликтной, неупорядочен-ной психики и прорывающуюся в неё из коллективной психики, в которой так или иначе соучаствует каждый индивид.
     2. Остановив суету, необходимо, памятуя о том, что Вседержитель не ошибается, без эмоций уныния либо бессмысленного восторга воспринять то приходящее, что в ранее было названо вектором со-стояния.
     3. После этого необходимо вспомнить, как этот вектор состояния из-менялся в прошлом в течение по возможности наиболее длительно-го срока времени на объемлющем его информационном фоне.
     4. Это даст видение картины взаимной вложенности частных процессов и причинно-следственных связей в их совокупности, т.е. взаимные связи “лично-бытовой” и “царской” информации обеих категорий “Хорошо” и “Плохо”.
     5. Во всем этом необходимо выделить общее внешнее управление, а в нем попытаться выделить иерархически Наивысшее — непосредственно исходящее от Вседержителя, во всех без исключения случаях поддерживающего то, что принадлежит категории “Хорошо”: Устраняй зло тем, что есть лучшего (метод «клин клином вышибают» не применяется, хотя его сторонникам попустительствуют Свыше до срока с целью вразумления и их самих, и окружающих).
     6. Памятуя об иерархически Наивысшем управлении Вседержителя, всегда отвечающего на зов, обращенный к Нему, попытаться ре-шить прогнозную задачу многовариантного возможного течения событий: Бог дает доказательство Своего бытия непосредственно каждому отвечая молитве в соответствии с её смыслом «Языком» жизненных обстоятельств, к которому необходимо быть внимательным, чтобы понять его «фразы».
     7. После этого следует либо подчиниться ходу процессов, приняв их течение как данность; либо, приняв на себя ответственность за вмешательство в их течение, оказать воздействие на их течение в соответствии со своим вектором целей в отношении всей совокупности частных процессов, описываемых вектором состояния.
     8. При этом главное увидеть милость иерархически Наивысшего объемлющего управления Вседержителя, дабы свой вектор целей не был антагонистичен Наивысшей милости, а свое вмешательство в течение взаимной вложенности процессов стало бы частичкой милости, несомой иерархически Наивысшим управлением. В этом случае и информационные потоки иерархически Наивысшего объемлющего управления будут необходимой помощью, а не препятствием в деятельности человека.
    9. Но даже следуя этому, тем не менее придется некоторое время тер-петь бесстрастно, без суеты и эмоциональных срывов, дабы не пережигать понапрасну энергию в бессмысленности, пока не прекратится последействие нравственно и этически обусловленных ошибок своего прошлого поведения, в которых обычно выражается либо непомерная самонадеянность индивидов, забывших о целостности и иерархичности Мироздания и Всевышнем; либо выражается перекладывание ими предназначенных им Свыше ответственности и забот на окружающих, в том числе и на высших в Объективной Реальности, т.е. это — расплата за иждивенчество.
    Это касается дел как личных, так и коллективных, народных и общечеловеческих.

    В большинстве случаев сознание обращается к проблемам управления, самообладания, умения вести себя (и т.п. слова об одном и том же), столкнувшись с трудностями, неудачами, разочарованием, то есть не в самое комфортное для себя время — большей частью в разнородных “стрессовых” ситуациях. Тем не менее, Бог не возлагает на человека ничего сверх того, что тот может вынести, и потому лучшее, что можно сделать в такого рода обстоятельствах:  1. Прежде всего остановить собственную суету, всплывающую из бессознательных уровней внутренне конфликтной, неупорядочен-ной психики и прорывающуюся в неё из коллективной психики, в которой так или иначе соучаствует каждый индивид.  2. Остановив суету, необходимо, памятуя о том, что Вседержитель не ошибается, без эмоций уныния либо бессмысленного восторга воспринять то приходящее, что в ранее было названо вектором со-стояния.  3. После этого необходимо вспомнить, как этот вектор состояния из-менялся в прошлом в течение по возможности наиболее длительно-го срока времени на объемлющем его информационном фоне.  4. Это даст видение картины взаимной вложенности частных процессов и причинно-следственных связей в их совокупности, т.е. взаимные связи “лично-бытовой” и “царской” информации обеих категорий “Хорошо” и “Плохо”.  5. Во всем этом необходимо выделить общее внешнее управление, а в нем попытаться выделить иерархически Наивысшее — непосредственно исходящее от Вседержителя, во всех без исключения случаях поддерживающего то, что принадлежит категории “Хорошо”: Устраняй зло тем, что есть лучшего (метод «клин клином вышибают» не применяется, хотя его сторонникам попустительствуют Свыше до срока с целью вразумления и их самих, и окружающих).  6. Памятуя об иерархически Наивысшем управлении Вседержителя, всегда отвечающего на зов, обращенный к Нему, попытаться ре-шить прогнозную задачу многовариантного возможного течения событий: Бог дает доказательство Своего бытия непосредственно каждому отвечая молитве в соответствии с её смыслом «Языком» жизненных обстоятельств, к которому необходимо быть внимательным, чтобы понять его «фразы».  7. После этого следует либо подчиниться ходу процессов, приняв их течение как данность; либо, приняв на себя ответственность за вмешательство в их течение, оказать воздействие на их течение в соответствии со своим вектором целей в отношении всей совокупности частных процессов, описываемых вектором состояния.  8. При этом главное увидеть милость иерархически Наивысшего объемлющего управления Вседержителя, дабы свой вектор целей не был антагонистичен Наивысшей милости, а свое вмешательство в течение взаимной вложенности процессов стало бы частичкой милости, несомой иерархически Наивысшим управлением. В этом случае и информационные потоки иерархически Наивысшего объемлющего управления будут необходимой помощью, а не препятствием в деятельности человека. 9. Но даже следуя этому, тем не менее придется некоторое время тер-петь бесстрастно, без суеты и эмоциональных срывов, дабы не пережигать понапрасну энергию в бессмысленности, пока не прекратится последействие нравственно и этически обусловленных ошибок своего прошлого поведения, в которых обычно выражается либо непомерная самонадеянность индивидов, забывших о целостности и иерархичности Мироздания и Всевышнем; либо выражается перекладывание ими предназначенных им Свыше ответственности и забот на окружающих, в том числе и на высших в Объективной Реальности, т.е. это — расплата за иждивенчество. Это касается дел как личных, так и коллективных, народных и общечеловеческих.
  • Виктор Викторов
    04.08.2017

    Теолог читает HBR для совершенствования уровня управления своими братьями и сестрами?

    Теолог читает HBR для совершенствования уровня управления своими братьями и сестрами?
  • Виктор Викторов
    04.08.2017

    Да, забавно упоминается вскользь про знакомого хэдхантера. Прямо как личный адвокат. Для руководителя конечно лишний риск - сказал что-то чуть пожестче и получил в ответ уход сотрудника. По сути данная ситуация косвенно говорит о быстром карьерном росте креативного директора в прошлом. Так как в теории, если бы она последовательно шла снизу вверх по карьерной лестнице, то не раз бы услышала правду в свой адрес и не была бы столь чувствительной натурой. :-)

    Да, забавно упоминается вскользь про знакомого хэдхантера. Прямо как личный адвокат. Для руководителя конечно лишний риск - сказал что-то чуть пожестче и получил в ответ уход сотрудника. По сути данная ситуация косвенно говорит о быстром карьерном росте креативного директора в прошлом. Так как в теории, если бы она последовательно шла снизу вверх по карьерной лестнице, то не раз бы услышала правду в свой адрес и не была бы столь чувствительной натурой. :-)


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ