Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Коммуникации

Стресс вокруг: как помочь испытывающему трудности коллеге

07 сентября 2017

Стресс вокруг: как помочь испытывающему трудности коллеге

Стресс на рабочем месте — серьезная проблема как минимум для четверти всего трудоспособного населения в США. Особую обеспокоенность вызывает то, что среди белых воротничков этот процент выше почти вдвое. Если верить статистике, один из ваших коллег, сидящих напротив вас, вероятнее всего, испытывает сильный стресс. И в какой-то момент это обязательно коснется вас — прямо или косвенно. Что же делать?

Можно не обращать внимания на настроение своего коллеги, но это не лучшая стратегия поведения. Если вы не против помочь, вот несколько способов, которые позволят вам занять активную позицию в этом вопросе.

Для начала хочу предупредить: в прямом смысле слова стресс не заразен, но он способен распространяться. Это обусловлено устройством нашего мозга: он подхватывает эмоциональное состояние окружающих. Например, если вы сидите напротив беспокойного человека, вам, скорее всего, тоже будет некомфортно — так работает наша нервная система. Поэтому прежде, чем пытаться вникнуть в проблему коллеги, скажите себе, что это чужой, а не ваш стресс. Это позволит вам защитить себя.

Вы можете использовать три способа, чтобы помочь вашему коллеге, испытывающему стресс.

1. Выслушайте и проявите эмпатию

Иными словами, проявите самую обыкновенную доброту. Разговаривая с человеком, испытывающим сильный стресс, постарайтесь найти спокойный, располагающий к вам тон и сосредоточиться на слушании и подтверждении слов собеседника. Во-первых, просто покажите ему, что вы заметили его состояние: «В последнее время из-за твоей перегородки доносится много вздохов. Что случилось? Чем я могу помочь?» Для некоторых людей бывает достаточно того, чтобы кто-то открыл им глаза на их эмоциональное состояние — это помогает им собраться и прийти в себя. Если человек говорит, что он переполнен чувствами, обеспокоен или растерян, для начала просто повторите то, что вы от него услышали: «Теперь-то я понимаю, что случилось. Тебе сейчас действительно нелегко». Цель тут не в том, чтобы согласиться и назвать стресс оправданным, а в том, чтобы другой человек почувствовал, что его услышали и поняли. Без этого шага любые попытки снизить уровень стресса будут иметь оттенок снисхождения или даже осуждения.

2. Найдите причину проблемы

Теперь, когда вы поняли, где кроется источник стресса, побудьте «резонатором» или коучем и помогите своему коллеге прояснить все вызвавшие его причины. Разумеется, необходимая ему помощь напрямую зависит от конкретной ситуации, но здесь можно отметить три основных раздражающих фактора: слишком много работы, неуверенность в выборе правильного решения для той или иной задачи или же межличностный конфликт. Обнаружив причину, вы сможете предложить практические способы решения проблемы.

3. Предложите стратегию минимизации влияния негативного фактора

Слишком много работы. Если ваш коллега перегружен заданиями, помогите ему определиться с приоритетами и прояснить, что в его списке дел должно стоять на первом и втором местах. Начните с фразы: «Хорошо, я вижу, что работы очень много. Но за что стоит взяться в первую очередь?» Затем помогите выбрать самое важное дело, задавая такие вопросы: «Когда срок сдачи? С каким заданием тебе кто-то может помочь? Чем логичнее заняться в первую очередь?» Возьмите блокнот и запишите для наглядности все пункты. Вполне возможно, что одного этого будет достаточно, чтобы коллега нашел выход из трудной ситуации.

Неуверенность в правильном решении задачи. Если человек не уверен в себе, обсудите с ним задачу и условия, при которых ее можно будет успешно решить. Поддержите его хорошие идеи и помогите продумать альтернативные способы для тех вариантов, где мысли коллеги не столь удачны. Спросите: «Кто бы мог обладать знаниями в этой области?» и «Какой из наших старых проектов был похож на этот?» И снова вашей целью будет создание списка из конкретных шагов.

Межличностный конфликт. Если источник стресса кроется в отношениях, ваш взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Вы можете расспросить коллегу о его переживаниях, а затем попробовать убедить, что его оппонент, возможно, вовсе не хотел обидеть его. Если источник стресса кроется в негативных поступках третьего лица, помогите коллеге увидеть ситуацию по-другому. Например, спросите: «А что, если ее небрежное отношение к тебе во время совещания было обусловлено всего лишь ее опозданием?» Вы даже можете предложить ролевую игру: «Давай я побуду Карлой. Как бы ты поделился со мной тем, что тебя беспокоит?»

Независимо от природы и источника стресса ваша стратегия должна состоять из трех пунктов: детально обсудить ситуацию, чтобы подойти к ней более конструктивно; разделить ее на части; а затем визуализировать план действий.

Иногда нейтрализовать источник стресса попросту невозможно. В таких случаях попытайтесь уменьшить его влияние. Здесь большую роль могут сыграть даже незначительные проявления добрых намерений с вашей стороны. Например, следите за тем, чтобы коллеге хватало сил. Если вы заметите, что он не ходит на обед, принесите ему что-нибудь — лучше всего что-то с протеином или фрукты, если все совсем плохо — угостите коллегу чем-нибудь сладким. Еще один действенный подход — обсудить список дел сотрудника во время прогулки за кофе (физическая активность, особенно на свежем воздухе часто помогает вывести человека из оцепенения). Еще один способ снять напряжение соседа — показать ему карикатуру или видеоролик (можно вдохновляющую беседу TED, а можно и 15-секундное видео с кошкой, решайте сами). Ничто из этого перечня не уменьшит уровень стресса, но в то же время повысит стрессоустойчивость вашего коллеги и поможет сделать ситуацию более управляемой.

Мой любимый комикс изображает команду из трех строителей, которые несут бревно, передвигаясь по стальной балке. В балке есть разрыв, слишком широкий для человеческого шага. На первой картинке первый рабочий болтает ногами над пропастью, крепко держась за бревно, лежащее у него на плече. Лишь благодаря помощи других членов команды он удачно переходит на другую сторону. На следующем рисунке болтаются ноги второго строителя, затем подходит очередь третьего. Бывают дни, когда вы крепко стоите на ногах, а ваш сосед находится в подвешенном состоянии. Но в следующий раз все будет наоборот. В нужный момент будьте опорой, столь необходимой вашим коллегам. Когда придет ваш черед, вам тоже обязательно помогут.

Об авторе. Лайан Дэви, вице-президент отдела решения проблем в Knightsbridge Human Capital, автор книги «Your Team to Grow Up, Get Along, and Get Stuff Done». 



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ