Секрет Полишинеля | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Секрет Полишинеля

Работать надо больше!

Автор: Елена Евграфова

Секрет Полишинеля

читайте также

«Студентов надо приучать гибко относиться к своей карьере»

Мария Подцероб

Apple: конструктор инноваций

Джоэл Подольный,  Мортен Хансен

Непредсказуемые последствия хороших идей

Хэнди Чарльз

Стресс на двоих

Ребекка Найт

Балерине Плисецкой принадлежит самый цитируемый совет по поводу похудания — «жрать надо меньше». В этом номере мы предлагаем такую же простую и действенную рекомендацию на тему преуспевания — работать надо больше. К сожалению, большинство авторов западных книжек о личной эффективности про это не пишут видимо потому, что, будучи выходцами из протестантских стран, они на генетическом уровне усвоили, что упорный труд ведет к благополучной жизни и открывает врата на небеса, и не считают нужным твердить прописные истины. Наша культура, к сожалению, не слишком способствует развитию трудолюбия, поэтому оно и дает большое преимущество тому, кто воспитал его в себе.

Российские граждане часто вырастают фаталистами, дескать «чему быть, того не миновать», «что на роду написано» и пр., однако это всего лишь оправдание собственного бездействия. Андерс Эрикссон и другие авторы статьи «Мастерами не рождаются» утверждают, что напряженный труд и непрерывное совершенствование профессионализма сулят гораздо больше успехов, нежели так называемая врожденная гениальность. Психолог Бенджамин Блум подробно изучил детские годы 120 победителей международных конкурсов в самых разных областях — от музыки и живописи до математики и неврологии. Как оказалось, ни о какой врожденной гениальности там не было и речи — детские годы этих людей вовсе не предвещали будущих громких успехов. Зато все они интенсивно работали, учились у сильных преподавателей и, кроме того, ощущали поддержку со стороны родных и близких. Целенаправленные тренировки приносят результаты и взрослым, сложившимся профессионалам, «даже Уинстон Черчилль, один из самых харизматичных деятелей XX столетия, отрабатывал свой ораторский стиль перед зеркалом», отмечают авторы.

Трудоспособность тесно связана с другим навыком, столь же редко упоминаемым пособиями в стиле «помоги себе сам», видимо, в силу его очевидности.

Джордж Колрайзер, профессор IMD и автор книги «Hostage at the Table» называет это качество умением терпеть сиюминутное лишение ради будущей награды. В своей книге он описывает интересный эксперимент, проведенный стэнфордским профессором Волтером Мишелом во второй половине двадцатого века. Исследование растянулось на многие годы, а началось оно так. Группе проголодавшихся четырехлетних детей раздали по зефиру и сказали, что тем, кто потерпит и дождется возвращения исследователей, наградой будет второй зефир. Через двадцать минут психологи вернулись и обнаружили, что две трети детей съели лакомство сразу же или немного погодя и только треть четырехлеток выдержала испытание. Причем далось им это нелегко — одни закрывали глаза или сидели обхватив голову руками, другие старались отвлечь себя играми или даже пытались уснуть, чтобы не поддаться искушению. Через много лет, когда дети подросли, ученые внимательно изучили их судьбы. Оказалось, что те дети, которые смогли устоять и отказаться от сиюминутного удовольствия ради будущей награды, выросли людьми жизнерадостными и устойчивыми к трудностям, у них были высокие доходы и благополучные браки — по всем статьям они оказались счастливее нетерпеливых участников эксперимента.

Собственно, это подтверждает старую как мир истину: что бы ни было написано на роду, человек сам кузнец своего счастья.