Ответственность или смирение | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ответственность
или смирение

Никакие вложения (времени, энергии, денег и т.д.) не принесут плодов в стране, где должным образом не защищены права собственника, где контракты заключаются с серьезными нарушениями, где нет гарантий личной свободы.

Автор: Кантроу Алан

Ответственность или смирение

читайте также

Что нужно команде стартапа, чтобы добиться успеха

Ева де Мол

Почему эксперты ошибаются

Дэниел Канеман,  Линнеа Ганди,  Том Блейзер,  Эндрю Розенфилд

Неотразимая сила жизненного сюжета

Энтони Тянь

Генеральный директор компании Timberland — о том, как он дал отпор разъяренным «зеленым».

Шварц Джеф

В России я недавно, но ее судьба никогда не была мне безразлична. Поэтому призыв президента Медведева укрепить власть закона задел меня за живое. Многолетние научные изыскания доказали: никакие вложения (времени, энергии, денег и т.д.) не принесут плодов в стране, где должным образом не защищены права собственника, где контракты заключаются с серьезными нарушениями, где нет гарантий личной свободы. Поскольку я еще и историк, этот призыв имеет для меня более глубокий смысл. Я убежден, что он касается не только законов, способствующих развитию бизнеса, но и таких важных понятий, как национальный характер и культура.

Согласно широко распространенной концепции (она нашла свое отражение, в частности, в трудах немецкого социолога и экономиста Макса Вебера), основой для развития капитализма стал сформировавшийся в свое время в Европе протестантизм. Там, где восторжествовали религиозные убеждения реформаторов и укоренился новый образ жизни, экономика, как правило, начинала бурно развиваться — в отличие от стран, в которых по-прежнему господствовали католические ценности. Немногочисленные исключения в основном подтверждали это правило. К примеру, католическая Испания в тот период своим экономическим могуществом была обязана только непрерывным потокам золота и серебра, лившихся в королевскую казну из Нового Света. Подобно сегодняшней России, Испания не создавала национального богатства, а лишь собирала «с полей» богатый урожай.

Так где же связь между «протестантской этикой» и «духом капитализма»? Может быть, нам удастся разобраться в этом на примере России. Православные традиции роднят ее, скорее, с Римом, чем с Женевой и Виттенбергом, — значит ли это, что ее экономические устремления по определению ущербны?

Безусловно, прямой связи между благосостоянием и религиозной доктриной нет. Вряд ли впечатляющие экономические успехи США, Японии, Китая, Индии или Бразилии объясняются наличием некоей общей черты, объединяющей протестантизм, синтоизм, конфуцианство, индуизм и католицизм. Здесь связь иного рода. Дело не в божественном благословении, дарованном приверженцам избранной веры. Дело, по утверждению Вебера, во вполне предсказуемом кумулятивном эффекте от воздействия устойчивых поведенческих стереотипов и привычек, «замешанных» на глубоком чувстве личной ответственности. (Разные религии придают ответственности разную степень значимости.) Так что созданию прибыли способствует не вероисповедание как таковое, а конкретные типы поведения, которые формируются и поощряются отдельными религиозными учениями.

Вебер сделал грандиозное открытие: он выяснил, что религиозная традиция, проповедующая смирение, не воспитывает в людях дисциплину и не прививает им желание полагаться на собственные силы и добровольно брать на себя ответственность. А ведь от этого в конечном счете и зависит успех бизнес-предприятий. Люди, выросшие в такой культуре, уповают на высшие силы, которые в нужный момент вмешаются в их земные дела и ниспошлют им все блага, — нужно лишь молиться и исполнять религиозные обряды. Вместо того чтобы брать на себя ответственность и трудиться, они обращаются к святым (а в наше время — и к политическим лидерам) — в их представлении просьба о помощи заменяет, а не дополняет работу. В молитве или в исполнении религиозных обрядов нет ничего плохого. Главное — не поддаваться искушению и не перекладывать ответственность на высшие силы, не позволять им «трудиться» за вас.

Несомненно, стабильная и прочная правовая система сделает Россию более привлекательной для инвесторов. Но у этой системы есть еще одна, более важная функция. Когда каждый россиянин поймет, что его собственное материальное благополучие зависит только от него, что никакие силы не смогут его разрушить и что усердный труд и личную ответственность не заменить молитвами, только тогда безусловно великий, умный и выносливый русский народ начнет создавать общество процветания. Все необходимые предпосылки для этого уже есть, кроме одной — внутренней дисциплины.