Что значит «жить хорошо»? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Что значит
«жить хорошо»?

Экономист и философ Джон Кейнс считал, что капитализм лишен будущего.

Автор: Петров Сергей

Что значит «жить хорошо»?

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Что делать, если вы боитесь выступать публично

Андрей Скворцов

Второй шанс произвести хорошее впечатление

Хайди Грант

Лео Бокерия

Анна Натитник

Аристотель писал: «Мы не можем совершать прекрасные поступки, если не имеем к тому средств». Какая же экономическая система идеально обеспечивает средства, необходимые для свершений? После бесславного краха СССР стало очевидно, что не социализм, а капитализм. Однако недавно снова появились сомнения: разве может идеальная система допускать такие сбои, как в 2007—2009 годах?

В связи с этим профессиональные экономисты вспомнили о подзабытом было учении Джона Мейнарда Кейнса. Пожалуй, главный современный специалист по наследию великого экономиста — его соотечественник Роберт Скидельски, член палаты лордов. Несмотря на его активную политическую карьеру, можно смело утверждать: Кейнс стал значительной частью его жизни. Свой первый труд о нем Скидельски написал в 1983 году. С тех пор он выпустил четыре книги, посвященные Кейнсу, а вскоре после начала кризиса опубликовал новый труд, в котором попытался посмотреть на происходящее в глобальной экономике с точки зрения кейнсианства. Такая поспешность (не сказавшаяся, впрочем, на качестве книги) понятна: Кейнса считают экономистом неспокойных периодов — его учение позволило руководству США и европейских стран избавиться от последствий Великой депрессии, разразившейся в 1929 году. Скидельски обязан был высказаться как полномочный представитель Кейнса, считающий, что учение мэтра в последние десятилетия незаслуженно отодвинули на второй план и это усугубило мировой кризис. Радикально обновленная с учетом последних событий версия книги «Кейнс. Возвращение Мастера» выходит на русском языке.

В этой книге барон Джон Мейнард Кейнс говорит голосом барона Роберта Скидельски. Между ними есть и такая параллель: Кейнс был женат на Лидии Лопуховой, русской балерине из труппы Дягилева, и посещал Советскую Россию — правда, уже после того, как ее покинули родители Роберта Скидельски.

Хотя Кейнс был сторонником вмешательства государства в экономику, визиты в СССР оставили у него тягостное впечатление. «Кейнс подверг советский коммунизм уничтожающей критике, считая частную собственность и децентрализованный порядок принятия решений теми ценностями, без которых не может быть экономической эффективности и политической свободы. Он хотел защитить капитализм от разрушителей, кем бы они ни были — крайне правыми или крайне левыми». Но в Советской России он увидел и «первые робкие ростки большой религии», зарождающуюся систему, которая осуждает личное обогащение как цель. Этот вроде бы утопический взгляд Кейнса подробно описывает Скидельски в одной из глав своей книги.

Действительно, Кейнс не мечтал о насильственном разрушении системы частной собственности. Но он пытался сделать то, что и сейчас кажется невозможным: включить в свою экономическую философскую систему такие понятия, как счастье и справедливость. Он размышлял (и это лишь часть тем, его волновавших) о том, может ли капитализм быть этичным, и эти рассуждения кажутся вполне актуальными сегодня.

Кейнса вопросы этики и морали занимали еще во времена, когда он входил в знаменитый Блумсберийский кружок, члены которого (среди них писательница Вирджиния Вульф) шокировали старшее поколение своими свободными нравами. Впрочем, по мнению Скидельски, в юности Кейнс отрицал традиционную мораль, а не этику, считая, что свободный от условностей человек меньше лицемерит. По его мнению, человечество уже развито настолько, что ему больше не нужны жесткие ограничения и подсказки в виде морали.

Кейнс говорил, что капитализм после достижения определенного уровня благосостояния изживет себя и уступит место новому, более совершенному экономическому строю. И отличать этот строй, по мнению Кейнса, будет более развитое этическое начало.

В недавнем интервью Скидельски высказывает мысль, что человек — намного более сложное существо, чем это представляется нынешним сторонникам либерального рынка, что его стремление к стяжательству может быть ограничено культурой и религией. Скидельски задается вопросом: действительно ли постоянные призывы к потреблению не отражаются на системе ценностей? Мы запрещаем порнографию и ограничиваем жестокость на телевидении, полагая, что это плохо сказывается на нравах. При этом почему-то верим, что ничем не сдерживаемая реклама потребительских товаров оказывает воздействие только на наш выбор. По мнению Скидельски, кризис капитализма уже близок: «Сегодня приращение богатства — единственная жизненная цель, которую общество может указать человеку. Две другие великие цели — воинская слава и спасение души — полностью утратили в глазах людей свою привлекательность. Эту проблему обозначил Фрэнсис Фукуяма в своей работе «Конец истории». Что человеку делать дальше? Капитализм почти повсеместно одержал победу, однако его моральная основа осталась такой же шаткой, как и во времена Кейнса», — пишет он в своей книге.

Кейнс видел неизбежность кризиса нынешнего капитализма в росте благосостояния: на его взгляд, по мере

приближения общества к изобилию религиозное отношение к жизни станет все более необходимым. «В наши дни человечество узрело естественные пределы экономического роста в истощении невозобновляемых ресурсов и изменении климата. Однако еще раньше Кейнс предположил, что у этого роста должны быть и нравственные пределы, обусловленные правильным пониманием жизненных целей и роли хозяйственного развития и экономических стимулов в достижении этих целей. По мере того как жадность выработает свой полезный потенциал, ее власть над людьми будет постепенно упразднена».

Интерпретация кейнсианского учения, приведенная в этой книге, дает основания предположить, что, возможно, в будущем появится новое посткапиталистическое общество, в котором люди будут довольствоваться тем, что у них есть, и перестанут думать о том, чтобы постоянно наращивать собственный капитал. И тогда погоня за богатством превратится если не во что-то порицаемое, то по крайней мере перестанет быть основным модусом существования. Жить хорошо — по Кейнсу — значит жить не богато, а праведно. «Для него единственным оправданием экономической активности является стремление к нравственному совершенствованию мира».

Книга «Возвращение Мастера» — еще один аргумент в давнем споре либералов и сторонников более управляемой экономики, одним из начинателей которого был сам Кейнс. Российским читателям эта книга может быть особенно интересна еще и потому, что многие из нас застали и советский (социалистический и частично одобренный Кейнсом) строй, и период либерального капитализма 1990-х, а теперь с высоты своего опыта они наблюдают за мировым посткризисным капитализмом 10-х годов XXI века.