Как научить предпринимательству | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научить
предпринимательству

Надо найти новый подход к обучению.

Автор: Карл Шрамм

Как научить  предпринимательству

читайте также

Китайский ответ: как бизнес КНР действовал во время эпидемии

Кевин Вайтакер,  Ларс Фесте,  Мартин Ривз,  Синтия Чен,  Филипп Карлссон-Шлезак

Трудно прочитать — легче запомнить

Оппенгеймер Дэниел

Полеты с пересадками отнимают время и бьют по прибыли

Бимиш Пол,  Боу Кевин

Венчурному капиталисту

Миру нужно больше предпринимателей. Они претворяют инновации в жизнь и развивают то, что Бринк Линдси, старший научный сотрудник Фонда Кауфф­мана, назвал экономикой передних рубежей. Если их прослойка слишком узка, это вина общества — прежде всего, потому что искусству успешного предпринимательства можно научить.

В последнее время в США стала активно развиваться система организованного обучения предпринимательству. Все больше школьников задумывается о предпринимательской карьере. В колледжах соответст­вующий курс ежегодно проходит как минимум 600 тыс. студентов. Десять лет назад о таких масштабах можно было только мечтать.

Но что это дает? Ресурсов на совершенствование обучения направляется все больше, а количество стартапов уменьшилось уже на треть (долгое время ежегодно возникало в среднем 600 тыс. новых проектов). Можно подумать, что система работает против нас. Поэтому стоит ли удивляться, что некоторым звездам бизнеса не хватило терпения обзавестись дипломами?! Так, может, мы не понимаем, как их надо учить?

Мое предположение таково: система, в рамках которой обучением предпринимателей занимаются простые учителя (они выбрали эту профессию потому, что не склонны рисковать деньгами, а значит, едва ли сумеют хорошо объяснить, чем на самом деле занимаются предприниматели), ущербна по своей сути. Есть и более очевидный недостаток — материал, который обычно преподают на курсе «Предпринимательство». В большин­стве вузов этот курс сродни антропологии — он учит тщательно изучать существ из отряда бизнесменов. А те программы, которые все же ориентированы на практику, налегают на составление бизнес-планов. Мало где учат тому, как наладить бизнес.

Вот почему меня чрезвычайно заинтересовали две программы, которые объясняют, как действовать начинающим предпринимателям. Одна из них — быстро завоевывающая популярность Startup Weekend, разработанная некоммерческой организацией из Сиэтла. Хорошо подготовленные педагоги, быстрое моделирование — и всего за 54 часа целеустремленные предприниматели шаг за шагом подходят к созданию жизнеспособной бизнес-модели. Startup Weekend — «малая родина» сотен новых компаний.

Вторая программа — The Launch Pad. Ее разработали в Университете Майами четыре года назад, когда экономический спад возвестил о наступлении новой эры. Работу не могли найти даже выпускники вузов. И тогда руководство университета, вместо того чтобы наседать на бюро трудоуст­ройства, пересмотрело собст­венную программу. В учебный план вошел интенсивный курс для студентов, желающих открыть собст­венное дело. Учащимся выделили административное здание в центре кампуса — теперь там студенты младших и старших курсов придумывают собственные предприятия при поддерж­ке успешных бизнесменов (многие из которых — выпускники университета). Благодаря этой программе было соз­дано 65 новых компаний и 200 новых рабочих мест в Майами.

Такие программы и их модель передачи профессиональных знаний могут служить примером для любого региона и любой страны. Обучение могло бы сыграть важную роль в расширении круга предпринимателей. Главное — найти к обучению новый подход.