Три цвета внимания | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Три
цвета внимания

От способности сфокусироваться на главном зависит очень многое: проживете ли вы насыщенную жизнь или распылите свои способности, станете лидером или будете плестись в хвосте.

Автор: Гусинская Ирина

Три цвета внимания

читайте также

Осторожно, революция: что не так с современной кадровой аналитикой

Томас Чаморро-Премузик,  Ян Бейли

Новая наука продавать

Ледингхэм Дайанн,  Марк Ковач,  Саймон Локке Хейди

Кого это касается?

Елена Евграфова

Нам нужны другие маски

Абраар Каран,  Девабхактуни Срикришна,  Дэвид Бейер,  Рану С. Дхиллон

Наверное, нет человека, который никогда не страдал бы от собственной невнимательности: потерял документ, оказался перед дверью квартиры с ключом от офиса в руках, назвал нынешнюю подругу именем бывшей жены. И тем не менее мы продолжаем писать смс за рулем, проверять почту во время совещаний и делать гимнастику под любимый сериал, радуясь, что сэкономили минуту-другую. Мы боремся с прокрастинацией и совершенствуем навыки тайм-менеджмента, пьем биодобавки, а то и ноотропы, чтобы успевать больше и соображать быстрее. Тогда как в первую очередь нужно понять, как работает внимание, и научиться его сосредоточивать, — убеждает читателей в своей новой книги Focus: The Hidden Driver of Excellence («Фокус: Скрытый фактор превосходства») известный психолог Дэниел Гоулман.

Представьте себе, что вы сидите в кафе и слушаете донельзя подробный отчет знакомого о его недавнем отпуске. Вскоре ваше внимание начинает блуждать — и вот вы уже улавливаете обрывки фраз из-за соседних столиков и краем глаза смотрите хоккей на экране позади собеседника. Очевидно, что в такой ситуации ни одно из этих дел вы не выполняете в полную силу. Не менее очевидно, что одним людям, задачам и явлениям мы уделяем больше внимания, чем другим, а приоритетность зависит от наших внутренних настроек.

В 1958 году британский психолог Дональд Бродбент доказал, что восприятие имеет малую «пропускную способность» и уделять внимание одному объекту можно только за счет другого, а Джорджа Миллер установил, что максимальный объем краткосрочной памяти — семь плюс-минус два объекта. Но на каждого из нас ежеминутно обрушивается град разнообразных сигналов — и потому мозг постоянно должен выбирать, какие из них воспринимать и запоминать. Сканирование местности, извлечение информации, анализ и принятие решения — все эти процессы задействуют ограниченные ресурсы мозга, и он вынужден постоянно переключаться. Чтобы вернуться и закончить хотя бы одну задачу, ему требуются дополнительные когнитивные усилия.

Дело осложняется еще и тем, что внимание — само по себе многосоставное явление. Гоулман выделяет три «фокуса»: внутренний (inner), эмпатический (other) и внешний (outer). Внутренний фокус означает осознанность и умение прислушиваться к себе. Он позволяет оценить свои возможности, формировать цели и собственное мнение; на нем зиждется когнитивный контроль — способность игнорировать отвлекающие факторы и концентрироваться. Второй вид фокуса — эмпатический — связан с эмоциональным интеллектом и помогает убеждать других, разрешать конфликты и добиваться взаимопонимания. И, наконец, внешний фокус необходим, чтобы понимать причинно-следственные связи, видеть ситуацию в целом и уметь прогнозировать.

В нашем примере с занудным рассказчиком вы должны не только следить за развитием сюжета, к месту вставляя реплики, но также понимать, зачем тратите на этого человека время и к каким долгосрочным последствиям беседа приведет. И если хоть одна составляющая слаба (вы не стараетесь вникнуть в рассказ собеседника, он вам неинтересен или общение с ним бесперспективно), внимание рассеивается.

Живой ум с хорошо развитыми тремя фокусами внимания — залог выдающихся результатов. Человек, утративший связь со своим внутренним миром и ориентирующийся лишь на внешние показатели, потеряет себя; тот, кто слеп по отношению к другим людям, будет одинок; а неспособный к системному мышлению будет постоянно наступать на одни и те же грабли.

На функционирование механизма внимания влияет не только его собственная многогранность и «прожекторная» природа восприятия, немалое воздействие оказывает и среда.  Особую опасность, по мнению Гоулмана, представляют вездесущие технологии. Исследование Глории Марк из Университета Калифорнии показало, что среднестатистический офисный работник трудится над одной задачей не более 11 минут подряд. А средний американский подросток получает и отправляет более 100 сообщений в день, примерно по 10 смс каждый час и обновляет свою страницу в соцсети каждые 7 минут. Печальнее всего ситуация именно для молодых людей, с пеленок окруженных умной техникой: профессор государственного университета Калифорнии в Домингез-Хиллз Оарри Роузен выяснил, что студенты не могут сконцентрироваться на одном задании больше двух (!) минут: они начинают строчить смс или читать новости в соцсетях. Мы все чаще взаимодействуем с машинами интенсивнее, чем с живыми людьми, и это чревато серьезными проблемами. За сложные когнитивные функции (к которым относятся и способность удерживать внимание, выражать эмоции, испытывать эмпатию) отвечает префронтальная кора, эволюционно самая молодая зона мозга, которая окончательно формируется только к концу подросткового периода. Нейроны префронтальной области образуют сеть, необходимую, в числе прочего, для сохранения информации в кратковременной памяти и осознанный контроль над своими действиями. Для того, чтобы эта сеть исправно функционировала нужно регулярно ее активировать: читать книги, слушать лекции, заставлять себя сосредоточиваться.

Еще одна причина глубокой привязанности к социальным медиа — в том, что они дают моментальную реакцию на наши действия (лайки, комментарии, ответные сообщения). Поэтому от них так трудно отключиться и сосредоточенно работать (или же отдыхать) — эмоциональная подпитка уже не та. Сью Оноре и Карина Скофилд, исследователи поколения Y, подчеркивают другую сторону проблемы: те, кто проводит чересчур много времени, уткнувшись в экраны гаджетов, разучиваются читать невербальные сигналы и все с большим трудом взаимодействуют с другими людьми.

Если внимание не тренировать, оно слабеет и рискует атрофироваться как неиспользуемая мышца — именно в таких случаях взрослым ставят диагноз СДВГ и начинают фармакокоррекцию. Методов тренировки внимания множество, поэтому Гоулман отбирает лишь несколько первоочередных. Начать он рекомендует с устранения внешних отвлекающих факторов — в частности, отключить уведомления и свести общение с экраном к минимуму. Затем следует вплотную заняться своим здоровьем: сбалансированно питаться, высыпаться и меньше нервничать. И, наконец, важно постоянно повышать осознанность — путем медитации, дыхательных упражнений или иных многократно описанных методик.

Однако и в концентрации внимания важна мера: чрезмерно сосредоточившись на чем-то одном, человек рискует пасть жертвой «туннельного зрения». А обращая внимание лишь на негатив, может изрядно испортить себе жизнь и уронить самооценку. Поскольку именно внимание определяет, что появляется в нашем сознании, оно самым непосредственным образом влияет на наше личностное развитие. Приложив некоторые усилия, мы можем не только натренировать каждый их трех фокусов внимания, но и развить «метавнимательность», то есть внимание к вниманию, способность замечать, когда мы отвлеклись и возвращать фокус на необходимый объект. Человек, разобравшийся в механизмах работы внимания, живет в соответствии со своими ценностями, знает, что думают о нем другие, и может найти подход к каждому, умеет предсказать долгосрочные последствия своих действий и увидеть картину в целом. А значит, он многого добьется.