Чуда не будет, все в наших руках | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Чуда не будет, все в
наших руках

Как добиваться процветания.

Автор: Елена Евграфова

Чуда не будет, все в наших руках

читайте также

Служебная статья

Бренд работодателя: на какие инструменты обратить внимание в 2016 году

Елена Емеленко

15 сентября журнал «Harvard Business Review — Россия» выступил интеллектуальным партнером форума Fujitsu World Tour 2015

«Речь выдает нас с головой»

Анна Натитник

Хотя у нас и принято мусолить миф о богоизбранности русского народа, на самом деле Бог нас, похоже, оставил, и оставил за грехи, из которых в нынешнем контексте самый тяжкий — отчаяние. Наш русский пессимизм, наше убеждение, что один в поле не воин, что, как бы мы ни хотели «как лучше», все равно получится «как всегда», что нет у нас шансов выбраться из бедности, что пьянство и лень народа непобедимы, а продажность и цинизм властей непреодолимы, что жизнь беспросветна, безнадежна и т.д. и т.п. — все это уничтожает любые надежды на светлое будущее.

О какой бы инициативе в какой бы компании людей вы бы ни заговорили, окружение за редким исключением сразу начинает вам объяснять, почему сделать что-нибудь путное ни за что не получится и что вы — законченный идиот, если этого не понимаете. Ведущую партию обязательно захватит какой-нибудь душный умник, который, упиваясь самоуничижением, затянет песню про многовековую отсталость России, про то, что всегда у нас так было и всегда будет.

И как-то бессмысленно возражать ему, дескать, и с другими странами всякое бывало — и бедность, и коллективное сумасшествие, и монополизация экономики олигархами, и коррупция властей вкупе с их невежеством — и ничего, совершали прорывы и выходили на новый виток развития. В ответ — только улыбка снисхождения к вашей наивности.

Беда в том, что пессимизм — это тоже экономический фактор, причем разрушающий, со знаком минус, как недостаток рабочей силы или дефицит доверия. А кризис все усугубляет. Мало кто решается сейчас на какие-то смелые и решительные шаги. Все замерли в надежде на чудо — на то, что вернутся заоблачные цены на нефть, за ними — чрезмерное потребление с раздутыми ценами, бум на строительном рынке, обилие рекламы, нуворишеский спрос на драгоценные побрякушки и пр. Надо только пересидеть и переждать.

Но, полагаю, больше шансов выжить все-таки у тех, кто уже сейчас моделирует в голове и на бумаге посткризисное будущее, размышляет о том, какие изменения нужны, чтобы встретить его во всеоружии, и действует, несмотря на опасения и неуверенность (в успехе). Возможны ошибки, и возможно, что прогноз заведет не туда, но это все равно лучше, нежели, пережидая бурю, сидеть, как черепаха, втянув под панцирь голову и хвост. Ошибки помогают исключить неправильные ответы, то есть в любом случае продвигают вперед по сравнению с теми, кто замер, оцепенев от страха.

Нам — тем, кто делает этот журнал, интересно размышлять о том, как добиваться процветания не благодаря чуду, а благодаря собственным усилиям, поэтому центральный материал номера — интервью с пятью лидерами, которые изменяют и развивают свой бизнес под воздействием кризиса и невзирая на него.