Как коллективисту выстроить персональный бренд | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как коллективисту выстроить
персональный бренд

Личный брендинг часто принимают в штыки, потому что он ассоциируется с торговлей: человек словно бы заворачивает себя в нарядную упаковку, чтобы привлечь «покупателей».

Автор: Дори Кларк

Как коллективисту выстроить персональный бренд

читайте также

Красиво, но бесполезно: что не так со сторителлингом для бизнеса

Робин Хогарт,  Эмре Сойер

Вы не сможете нормально работать, если не будете достаточно спать

Тони Шварц

Почему все больше компаний избавляются от рейтинга производительности

Бет Джонс,  Дэвид Рок

Скромное обаяние быстрых умом

В Индии существует поговорка про крабов в корзине — того, кто пытается выкарабкаться, свои же и утянут обратно. В Австралии — про цветы, где самому высокому отрубают верхушку. В Японии забивают торчащий гвоздь. Едва ли не в каждой стране имеется присказка о том, что бывает с теми, кого сочтут выскочками.

Но в Штатах, где уверенность в себе считается нужным и ценным качеством, все обстоит как раз по-другому. Тут советуют создавать личный бренд и выгодно выделяться среди коллег. Для иностранных специалистов, выросших в другой культуре и вынужденных адаптироваться к правилам жизни в США или в иных западных странах, где в ходу личный бренд, это может стать одним из главных препятствий на пути к построению успешной карьеры.

Мы много ездим, выступая с лекциями и проводя семинары, и всюду слышим от руководителей и менеджеров среднего звена примерно одно и то же: «Да, я понимаю, как важно создать персональный бренд, но я просто не могу!» Это понятно. Исследование Энди Молински доказало, что создание личного бренда, умение подать себя относится к одной из шести основных сфер культурных различий — тех самых, где при общении людей из разных стран возникают проблемы. Так, индийский менеджер, участвовавший в проведенном Энди опросе, счел персональный бренд «греховным» — это, пожалуй, чересчур, но столь жесткая реакция как раз и указывает на то, как нелегко дается похвальба людям родом из Китая, Индии или Кореи, где традиционно ценятся скромность, сдержанность и самоконтроль, а не умение раздувать собственную репутацию.

Но создавать личный бренд весьма полезно, в особенности потому, что таким образом вы контролируете чужое мнение и ваш вклад в общее дело не останется незамеченным. Как же помочь иностранным специалистам перестроиться? Вот несколько полезных советов.

Ребрендинг идеи личного брендинга. Если вы выросли в культуре смирения и скромности, сама идея привлечь к себе внимание и тем более хвастаться своими достижениями кажется отвратительной. Однако эти чувства можно преодолеть, если провести «ребрендинг» самой идеи персонального брендинга. Например, перестаньте считать это проявлением эгоцентризма и задумайтесь, кому, кроме вас, будет от такой рекламы польза. Скажем, если профессор издает книгу, он тем самым рекламирует не только себя, но и свой университет. Если вы завоюете репутацию первоклассного эксперта, то клиенты будут постоянно обращаться в вашу компанию или организацию.

Вопрос подлинности. Личный брендинг часто принимают в штыки, потому что он ассоциируется с торговлей: человек словно бы заворачивает себя в нарядную упаковку, чтобы привлечь «покупателей», и при этом отступается от себя подлинного. Но это неверно: мы призываем к вдумчивой и честной самооценке, а это совсем другое дело. Если вы ясно понимаете свои возможности и откровенно говорите о них, то вы как раз противостоите пустому хвастовству. Вы честно и ясно объясняете, в чем ваше преимущество и в чем слабость, а также какую ценность вы представляете для других людей. И тем самым вы воздаете должное тем личностям, которые помогли вам стать тем, что вы из себя представляете, — своим боссам и наставникам, учителям и родителям. Рассматривайте персональный брендинг как свой долг по отношению к тем, кто вложил время и силы в ваше воспитание и развитие — и тогда вам не придется этого стыдиться.

Пойдите с самим собой на компромисс. Даже если ваша родная культура не поощряет разговор о себе, все же сами вы, скорее всего, понимаете преимущества личного брендинга. Так заключите с собой компромисс и поищите такой вид персонального брендинга, который вас устроит. По работе мы не раз сталкивались с профессионалами, которые поначалу отказывались от мысли о саморекламе, а в итоге вполне примирились с личным брендингом — для этого достаточно было внести несложные поправки, подогнать этот процесс под конкретного человека. Энди недавно общался с молодой сотрудницей из Непала, которая затруднялась рекламировать себя и свои достижения в Штатах, поскольку в ее культуре принято группу ставить выше индивидуума. Выход она нашла в том, что соединила эти два подхода: она говорила о своих личных достижениях, но в контексте разговора об общих успехах группы. Подход оказался удачным: женщина вскоре нашла хорошую работу.

Но приходится адаптироваться и в другую сторону: недавно, проводя курс лекций в Азии, Дори пришлось кое-что изменить в своих «американских» привычках. В Штатах она отвечает на комплименты простым «спасибо»: ответ в стиле «О, что вы, ничего особенного» показался бы оскорбительным человеку, который ее похвалил, и свидетельствовал бы о чрезвычайно заниженной самооценке. Но в Азии такого ответа от человека ждут и по нему судят, нахал он или порядочный. Не так-то легко приглушить в себе воспитанную Америкой самоуверенность, но Дори старается.

Некоторые люди с порога отметают искусство персонального брендинга, ибо оно противоречит их самым существенным ценностям. Но если принять во внимание перечисленные выше советы и если несколько видоизменить сам подход к личному брендингу, можно вполне сохранить самоуважение и при этом быть отмеченным по заслугам.

Блог подготовлен при участии Энди Молински. Он преподаватель организационного поведения в Международной бизнес-школе Брандейского, автор книги «Глобальная адаптация: как приспособиться к требованиям различных культур, не потеряв себя».

Читайте по теме: