Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научиться принимать похвалу от начальства
и коллег

Как вы чаще всего отвечаете на похвалу? Вы прислушиваетесь к сказанному или же пытаетесь отшутиться?

Автор: Марк Гоулстон

Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег

читайте также

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность

Хенрик Бресман,  Эми Эдмондсон

Поставьте свои эмоции на предохранитель

Питер Брегман

Вечная тема лидерства

Сергей Филонович

На связи: почему полезно отвечать пользователям в интернете

Давиде Прозерпио,  Джорджес Зервас

Недавно мой друг и наставник Уоррен Беннис неожиданно сделал мне щедрый комплимент. Я сразу засмущался и стал мямлить, что не стоит, ведь ничего особенного я не сделал. Уоррен в своей обычной милой и простой манере прервал меня: «Марк, когда ты слышишь что-то подобное, нужно просто сказать “спасибо”, только и всего».

Правильно сказать «спасибо» — это тоже своеобразная форма искусства. Но принять похвалу еще сложнее.

Мне самому тут есть над чем поработать. Поэтому я обратился за советом к Кристоферу Литтлфилду, основателю компании AcknowledgementWorks, который консультирует руководителей по вопросам управления персоналом, в частности, как признание заслуг сотрудников повышает эффективность работы. За последний год он провел опрос больше 300 человек в бостонском метро, чтобы понять, как люди реагируют на комплименты. Среди них были люди разных профессий: парковщики, директора, врачи, работники аэропорта, гарвардские профессора.

Оказалось, что я не одинок в этом вопросе, и многие испытывают неловкость, когда их хвалят. Литтлфилд выяснил, что, хотя 88% людей знают, что похвала означает признание их заслуг, почти 70% при этом испытывают смущение и дискомфорт. Большинство из нас не способно выслушивать комплименты — и мы зачастую даже не осознаем это.

Как вы чаще всего отвечаете на похвалу? Вы прислушиваетесь к сказанному или же пытаетесь отшутиться? Или, может, вы устраиваете этакий «пинг-понг» комплиментами? Например, если кто-то похвалил ваше платье, вы чувствуете себя обязанной похвалить ее туфли в ответ. Или вы отказываетесь от признания вашей заслуги («О, над этим работал не только я, а весь коллектив»). Или вы поступаете, подобно мне, и стараетесь приуменьшить свои заслуги («Ерунда, не стоит благодарности»). Или же вы быстро благодарите, но на самом деле сразу же выкидываете комплимент из головы.

Литтлфилд объяснил мне, что подобные реакции вполне естественны. Часто они непроизвольно отражают то, что мы унаследовали от своей культуры, родителей или из предыдущего опыта. Однако он утверждает, что все эти реакции на самом деле не означают, что человек по-настоящему принял комплимент.

Конечно, мы каждый день произносим «не за что» или «нет проблем» в ответ на стандартное «спасибо». Сложности начинают возникать, когда кто-то искренне выражает вам благодарность. Тут простым коротким ответом не отделаешься. Вы поймете, о чем я, если вам хоть раз доводилось собраться с мужеством и поблагодарить босса или учителя за все, что те для вас сделали. И в ответ на вашу тираду услышать всего лишь короткое «не за что».

Есть еще один момент, который мы чаще всего не осознаем. Когда кто-то делает нам комплимент, он тем самым демонстрирует, как наши действия или поведение на него повлияли. И вас не просят признать это или опровергнуть. Ведь это может быть не так-то и просто — отважиться сказать, какое значение для кого-то имели ваши действия. Подобное признание ваших заслуг похоже на подарок. «Если вам не нравятся розовые носки, которые связала вам тетушка на день рождения, вы же не бросите их ей в лицо! — говорит Литтлфилд. — Так позвольте же сделать вам подарок, позвольте сделать вам комплимент». И если вам приятно его услышать, скажите об этом тому, кто его сделал. Это поднимет и его, и ваше настроение.

Люди часто говорят, что они не нуждаются в комплиментах. И это правда — в них нет необходимости. Но комплименты делают нашу жизнь лучше, так же как и здоровая еда или физические упражнения. Если нам некомфортно от признания кем-то наших заслуг, нам также бывает трудно признавать чужие заслуги. А если подобная проблема возникает у руководителя, есть опасность, что он передаст эту модель поведения своим подчиненным или даже всей организации.

Поэтому нужно постараться:

  1. относиться к благодарности как к подарку;
  2. обращать внимание на то, как вы отвечаете на комплимент. Даже если вам кажется, что у человека есть какие-то скрытые мотивы, просто поблагодарите его. Ведь чем охотнее вы принимаете комплименты, тем охотнее вы их и будете делать в будущем;
  3. если вы все-таки отклонили комплимент, никогда не поздно вернуться и сказать «спасибо». Можно даже объяснить, что вам непросто их принимать, но вам было крайне приятно услышать теплые слова;
  4. если кто-то другой отказывается от признания своих заслуг, позвоните или напишите им. Тем самым вы поможете этим людям научиться принимать комплименты.

Читайте по теме: