4 правила эффективной презентации | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 правила
эффективной презентации

Тот, кто пытается сказать разом слишком много вещей, не говорит ничего

Автор: Грег МакКеон

4 правила эффективной презентации

читайте также

Топ-менеджеры все реже засиживаются в одной компании

Елена Горелова / «Ведомости»

Лидер не по шаблону

Билл Джордж,  Маклин Эндрю,  Мейер Диана,  Питер Симс

Хмельные узы: как и зачем пивовары пришли в большой футбол

Мика Риссанен,  Юха Тахванайнен

Разработчики ПО провоцируют революции в других отраслях

Брэд Пауэр

Мистер Фрост, великолепный преподаватель экономики, у которого я учился в Англии, однажды воспроизвел разговор между двумя людьми, обсуждавшими лекцию покойного Милтона Фридмана, отца монетарной политики. Первый собеседник сказал: «Двадцать лет назад я ходил на лекцию Фридмана — худшую из всех, которую мне довелось слушать в жизни! Он все бормотал что-то, бормотал, я различал одно лишь слово «деньги»». Второй ответил: «Если ты и двадцать лет спустя помнишь основную идею, значит, это была не худшая, а лучшая лекция в твоей жизни».

И в самом деле основная и единственная мысль Фридмана — чтобы стабилизировать экономику, достаточно контролировать денежную массу — превратилась в самую влиятельную экономическую теорию второй половины ХХ века. Я же хочу подчеркнуть не экономическую мысль, а человеческую: тот, кто пытается сказать разом слишком много вещей, не говорит ничего.

Если мы пытаемся на конференциях обсуждать чересчур много тем, основную мысль никто не сможет воспроизвести спустя двадцать дней, о двадцати годах мы уже не говорим. Коммуникационная сторона любой конференции — сложнейшая задача: на такие мероприятия собираются десятки спикеров, и каждый из них переполнен идеями. А еще слушателей отвлекают их же собственные смартфоны и планшеты. По данным исследования, опубликованного в журнале Time, в среднем пользователь смартфона заглядывает в него 110 раз в день, а в тяжелых случаях — до 900 раз. Лучший комплимент, услышанный мною однажды от организатора конференции: она-де не заметила, чтобы хоть один человек потянулся к смартфону во время моего выступления. Конечно, каждый раз на подобный успех нельзя рассчитывать. Но методом проб и ошибок я за многие годы усвоил несколько уроков и могу дать совет, как сделать, чтобы главная мысль была расслышана посреди лишнего шума.

1. Невозможно объяснить другим то, что вы сами не поняли. Однажды мне довелось работать с командой руководителей, которым требовался запоминающийся слоган для новой инициативы. Но после того как поговорил со всеми руководителями и записал эти интервью на видео, я понял, что проблема на самом деле — в самой стратегии и она только маскируется под коммуникационное затруднение. Мои клиенты не могли сделать эффективное рекламное сообщение, потому что не успели точно сформулировать свою стратегию, принять решение: что входит в их инициативу, а что отсеивается. Я убедился, что имеет смысл выстраивать сообщение примерно по такому рецепту: «Я говорю вот это [четко сформулированная тема] вот этим [точно обозначенная аудитория], чтобы они [точно обозначенная цель сообщения]».

2. Забудьте про слайды и просто поговорите. Недавно в Остине, штат Техас, я принимал участие в конференции для креативщиков и инноваторов. Когда я начал говорить, в аудитории яблоку негде было упасть, чувствовался сильный прилив энергии — и, отзываясь на него, я забыл про слайды и вступил в разговор. Я задал вопрос: «Почему умные люди поддаются на банальный обман?» Посыпались ответы, комментарии, мы стали их разбирать: «С младших классов школы нас приучают слушаться без возражений»; «Слишком много дел, некогда разбираться» и т. д.

И я не стал переходить к другому вопросу, я возвращал обсуждение к первоначальной теме, все более в нее углубляясь, и разговор становился все более интересным. Под слайды мы бы такой разговор не провели. Один человек потом сказал, что это обсуждение стало для него кульминацией всего мероприятия. Когда лектор демонстрирует слайды, слушатели могут откинуться к спинке кресел, но вопрос вынуждает их податься вперед и принять живое участие в дискуссии.

3. Прикончите самое любимое. Стивен Кинг говорил: чтобы оживить свой рассказ, нужно «убить самое любимое, убить самое любимое, убить самое любимое, прикончите своих фаворитов, даже если ваше эгоцентрическое писательское сердечко от этого разорвется». Такая же самоцензура требуется и при изложении историй. Джек Дорси, гендиректор Square и соучредитель Twitter, основным своим делом считает работу «главным редактором»: он следит, чтобы компания «являла миру цельную историю».

4. Повторяйте, но без занудства. Алистер Кемпбелл, советник Тони Блэра по связям с общественностью, на конференции, организованной журналом CIPR, говорил о том, как трудно в нашем шумном мире добиться, чтобы мысль была услышана.

Вы попали в огромное помещение, вдали видите белую стену. Ваша задача — выкрасить ее в синий цвет с помощью шариков для пейнтбола. Вы стреляете — на стене появляется крошечная отметка. То есть один раз вы произнесли свою мысль, и она потерялась на общем фоне. Стреляете во второй раз. В третий, в четвертый. Вы повторяете одно и то же с огромным упорством, покуда не глянете — ба, а стена-то уже не поймешь, синяя или белая. И это, по мнению Кемпбелла, — лучший результат, на какой только можно рассчитывать.

Но прежде чем вы начнете твердить одно и то же, определитесь, какую мысль вы хотите довести до слушателей. Определитесь с приоритетами. Когда слово «приоритет» впервые вошло в английский язык, у него не было формы множественного числа. Почему? Потому что «приоритет» — это «самое первое». И в этом значении слово употреблялось пятьсот лет. Однако в ХХ веке появилось множественное число — «приоритеты». То есть — несколько «самых первых»? Слова способны изменить мир, но, когда мы пытаемся передать сразу много мыслей, мы обесцениваем свои же собственные слова.

Если вы руководитель и готовите важный доклад или если вы организатор мероприятия (есть ли на свете более неблагодарная работа?), вы хотите одного: повлиять на слушателей. Вам нужен хит, а не болтовня, которую вскоре забудут. Пусть участники возвращаются через месяцы, годы спустя и благодарят вас за это выступление. Вы этого добьетесь, когда усвоите простое правило: меньше значит лучше. И тогда люди скажут: «То была лучшая лекция, какую мне доводилось слышать».

Читайте по теме: