Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Личные качества и навыки

Палач не нужен

21 октября 2014

Палач не нужен

На прошлой неделе на kommersant.ru была опубликована колонка Станислава Протасова, сооснователя компании Acronis, в которой он утверждал, что «стимулирование центра боли может оказаться очень эффективным способом получить от человека впечатляющие результаты». Если без эвфемизмов, то речь о том, что ради выгоды можно и нужно жестоко обращаться с людьми, которые от тебя зависят. По моему мнению, это не что иное, как цинизм, а зараженные цинизмом фирмы долго не живут. Так что я не уверена, что в долгосрочной перспективе такие управленческие приемы — во всяком случае так сформулированные — приведут к успеху.

Разумеется, компания — это не клуб по интересам. А людям свойственно экономить усилия, именно поэтому придумано множество вполне цивилизованных способов мотивировать их на подвиги. Никто не будет спорить и с тем, что жесткие методы воздействия в компаниях применяются и иногда бывают действенными. Но надо разобраться, что и как работает на самом деле. Разумеется, мы берем здоровые организации и управление ответственными, сильными, способными людьми (слабых, ленивых, сломленных оставляем сейчас за скобками). По моему глубокому убеждению, на самом деле на них действует не боль, а реальная эмоция руководителя, которая, да, бывает, выплескивается в резкой, недопустимой форме. Но это не прием, не холодное изуверское «воздействие на центры боли» — это живая реакция, сильный отклик человека, которому не все равно. Причем, это одинаково затратная эмоция и для того, кто ее выражает, и для того, на кого она направлена.

«Да, меня это бесит, трам-тарарам. Я вне себя от злости! Я устал слышать, что это невозможно сделать. Просто сделайте или ищите другую работу!». Руководитель, для которого его бизнес — дело жизни, действительно испытывает сильные чувства, а они — и позитивные, и негативные — заряжают людей, мотивируют их как ничто другое. К таким управленцам всегда особое отношение. Им зачастую прощают даже больше, чем следовало бы.

Еще одно условие лояльности к жестким начальникам — это самоактуализация. Бывает так, что с руководителем-хамом у тебя получается сделать невозможное, то, что не выходит с другими. Пример — режиссер из фильма «Трюкач» в исполнении Питера О’Тула. Это человек, не скованный нормами морали, но очень обаятельный и талантливый. Такой, кстати, хуже всего! Он может влезть тебе в душу и использовать тебя самым гадким способом. Но, черт побери, с ним у актеров получается сыграть их лучшие роли, а у сценариста — написать его лучший сценарий. И ему прощают. Правда, не факт, что, простив один раз, простят во второй. Характер — это всегда вектор движения. Позволишь унизить себя один раз и рискуешь в итоге потерять не только лицо, но и способности.

Читайте материал по теме: Ваш босс — психопат?

И последнее. Когда речь заходит об изуверских способах управления, всегда тревожат прах бедного Стива Джобса. И совершенно напрасно! Джобс — гений, поэтому не лучшая ролевая модель. Какой смысл копировать второстепенное, если не можешь повторить самого важного? Он был выдающимся провидцем, это главный его талант и залог успеха. Джобс был одержимым — сам жил и работал на пределе и требовал того же от других. К тому же он был очень везучим человеком, хотя, как оказалось, не во всем. Так что, прежде чем орать на людей, как Стив Джобс, попробуйте другие его штучки — по зубам ли? Например, он чуть не умер от истощения и болезни, когда скитался по Индии в поисках просветления. Он всегда был нон-конформистом и потому часто изгоем — коллектив на его первом месте работы ополчился против него и требовал его увольнения. Начальнику хватило ума просто отселить Джобса в подвал, где он никому не действовал на нервы. А однажды его вытолкал взашей инвестбанкир, к которому он пришел просить деньги на свою первую компанию. Джобс тогда ходил босой, в кабинет банкира явился в таком же виде, да еще положил грязные ноги на стол.

Если удастся повторить за Джобсом то, что действительно повторить трудно, тогда флаг вам в руки, возможно, и вам будут прощать то, что прощали ему, и у вас получится великая компания. Но лучше все же помнить, что люди, которые на вас работают, нужны вам не меньше, чем вы — им. И лучшие из них не станут терпеть менеджерские приемчики в виде «воздействия на центры боли».

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ