Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Аутентичность может быть лишь еще одним
способом подражания

В нашу эпоху подражание считается скорее подделкой, чем заискиванием перед кумиром.

Автор: Эрминия Ибарра

Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания

читайте также

Честным быть выгодно: чем привлечь лучших из лучших

Конгер Джей,  Линда Хилл,  Реди Дуглас

Цифровое хозяйство

Басов Максим

Сокращение штатов или повышение эффективности?

Кагарлицкий Борис

Подобное подобным

Елена Евграфова

Лей Джун, гендиректор китайской компании Xiaomi с оборотом в $10 млрд, известен как создатель смартфонов, повторяющих продукцию Apple как видом, так и функциями. Это можно увидеть на примере нового сверхтонкого смартфона Xiaomi. Но на этом сходство не заканчивается — журналисты постоянно называют лидерский стиль Джуна слизанным у легендарного основателя корпорации Apple. Вот что пишет Business Insider: «Джун носит черную водолазку и джинсы, прямо как Стив Джобс. Он стоит перед большим экраном и проводит четко продуманную презентацию, сосредоточенную на лучших свойствах продукта. Он ''заряжает'' аудиторию».

В нашу эпоху аутентичного лидерства большое значение придается оригинальности, и подражание считается скорее подделкой, чем заискиванием перед кумиром. Но вот в чем загвоздка: сама аутентичность стала перфомансом, да еще и проявлением самого что ни на есть конформизма.

Возьмем, например, речи, которые мы обычно слышим от американских, а также все чаще от европейских высокопоставленных корпоративных боссов. В последние годы они стали гораздо более персонализированными, но в то же время и более постановочными. Обычно спикер начинает с истории из жизни, предпочтительно о сложных жизненных обстоятельствах, ставших для него испытанием и выковавших его или ее как лидера. Затем следует мораль — «вот чему я научился», а также нередко замечание о том, как важно быть самим собой. Часто выступающий старается говорить с юмором и некоторым самоуничижением. Презентация проводится без пафоса, в духе экспромта, но на самом деле она продумана до мельчайших деталей.

В мире, наполненном выступлениями с мероприятий Ted и видео с YouTube, подобная «откровенность напоказ» стала обязательной частью «джентльменского набора» лидера, желающего продемонстрировать свой потенциал к восхождению на вершины корпоративного мира. «Вам нужно быть убедительным, незабываемым, веселым и умным. Вы должны притягивать как магнит», — пишет автор недавней статьи в The New York Times. При этом вам следует казаться оригинальным — или вас разнесут в пух и прах, как Джуна.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Мы даже не задумываемся о том, насколько все эти речи срежиссированы заранее, пока кто-нибудь не сделает чего-либо, не предусмотренного сценарием. Несколько лет назад я слушал основной доклад конференции в Пекине в исполнении китайского гендиректора и был поражен тем, насколько его слова и даже тон его речи были далеки от западной аутентичной нормы. Он подробно говорил о влиянии макроэкономических тенденций на бизнес и не произнес ни слова ни о себе, ни о своих убеждениях и опыте, ни о своем жизненном пути.

Способы убеждения и аргументы, которые мы используем, далеко не универсальны. Они глубоко укоренены в философских, религиозных и образовательных парадигмах каждой отдельной культуры. (Герт Хофстеде, автор ставшей переломной книги «Последствия культуры», делает именно такой вывод, рассказывая о том, как его голландская скромность в свое время помешала ему получить весьма желанную работу в американской фирме.) И в то же время некий шаблон для выражения аутентичного лидерства полностью принадлежит американской культуре и основан на таких идеалах, как раскрепощенность, самоирония и торжество индивидуума над всеми напастями.

Для бизнес-лидеров из других культур все это кажется противоестественным, даже недостойным. Китайская студентка с большим опытом работы рассказала мне о неловкости, которую она испытала на семинаре по аутентичному лидерству. «Люди, не пережившие значительных жизненных неудач, вынуждены были этого стыдиться», — сказала она. Ее приводила в ужас сама идея того, что подобными историями нужно делиться с совершенно незнакомыми людьми.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Мы наблюдаем многочисленные корпоративные инициативы, направленные на укрепление взаимопонимания между народами и уважение к различиям. Но, несмотря на это, от глобальных лидеров все еще ожидается, что они будут выражать свои идеи в уверенной манере и использовать личное обаяние для мотивации и воодушевления людей. В любом деле — вести людей за собой в неизведанное, поднимать моральный дух или продавать свои идеи различным заинтересованным лицам — от них требуется не только компетентность в своей сфере, но и грамотная подача материала, глубоко укорененная в личном опыте. Компетентность можно доказать лишь сокровенными реальными свидетельствами. Руководителей, продолжающих упорно оперировать фактами, цифрами и презентациями в PowerPoint, критикуют за недостаток видения и столь ценных социальных навыков убедительной коммуникации.

Ирония заключается в том, что аутентичность стала еще одним требованием, которому должен соответствовать бизнес-лидер. Особенно парадоксально это в связи с тем, что это качество призвано быть средством борьбы с «одинаковостью». (Ведь в конечном итоге от вас требуется быть самим собой, а не кем-то, кем вы должны быть в идеале.) Да, чтобы сподвигнуть людей на великие дела, нам необходимо научиться задевать их за живое. Но это можно делать по-разному. Когда мы все склоняемся к одной модели лидерства, упускается что-то весьма драгоценное.

Читайте по теме: