Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Стоит ли идти в лобовую атаку на
нереальный план?

Все «научное предвидение», все экстраполяции могут разбиться в одночасье о суровую реальность будней в нашем экономическом климате.

Автор: Борис Щербаков

Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план?

читайте также

Против правил: как лучший ресторан мира сохраняет креативность

Франческа Джино

Связан ли позитивный настрой и бизнес-успех?

Шон Ачор

Чистые труды: почему возобновляемой энергетике в США не хватает денег

Уолтер Фрик

Искусство разубеждать, или Почему многие до сих пор боятся прививок

Кристофер Грэйвс

Устраиваясь на работу в одну американскую компанию, я проходил несколько интервью и на одном из финальных в разговоре c крупным европейским руководителем позволил себе предположить, что, дескать, для эффективного выполнения планов, которые компания передо мной ставит, неплохо было бы ознакомиться c самими планами и оценить их реалистичность.

Ответ топ-менеджера хоть и не явился откровением для меня после многих лет работы, но заставил вернуться к суровой реальности бизнеса, в которой то, что хочешь ты, совсем необязательно совпадает с тем, чего хотят от тебя. Такая вот незадача, но жить с ней приходится, мириться с таким подходом также нужно, но одновременно с этим следует искать приемлемые формы коррекции курса и «управления ожиданиями». Ответ его был прост и понятен: «Для того мы вас и берем, чтобы вы выполняли поставленные планы, а не критиковали их...».

Надо сказать, что потом, конечно, и планы скорректировались в сторону большей реалистичности и ситуация поменялась в стране и мире (увы, наша история изобилует такими вывертами), а потом и люди, формулировавшие эти планы, ушли из компании. Это тоже реальность жизни, и тут надо задать себе сакраментальный вопрос: так стоит ли ломать копья, предпринимать лобовую атаку на план, даже если он тебе сейчас кажется нереальным, невыполнимым и даже абсурдным.

Тут немедленно вспоминается мудрая притча про Ходжа Насреддина, который взялся научить осла разговаривать. Такая задача была поставлена перед ним шахом. Я думаю, что и шах знал результат заранее. Не дурак же он, в конце концов? Но его задача была — выразить свою божественную волю, для которой, как известно, нет преград, нет границ, и посмотреть, насколько лояльны, готовы на подвиги его подданные... Исходя из подкрепленной временем логики притчи, действительно, лучше не торопиться и не брать на себя функции предсказателя будущего.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Ваше мнение, так же как и суждение руководства, спустившего сей «нереальный» план, субъективно базируется лишь на опыте и сегодняшних знаниях, на экстраполяции рыночной динамики. А как будут в реальности развиваться события — покажет время.

Все «научное предвидение», все экстраполяции могут разбиться в одночасье о суровую реальность будней в нашем экономическом климате. Недаром Россия в большей своей части находится в так называемой зоне рискованного земледелия. И не только земледелия, как подсказывает жизнь. Переубедить руководство корпорации можно, но требует этот процесс колоссальных затрат, многочасовых совещаний и конференц-коллов, тонны слайдов и никогда — НИКОГДА! — на моей практике не получалось поменять ожидания, даже самые абсурдные изначально в момент их предъявления, в момент получения задания или плана.

Но очень даже часто удавалось скорректировать планы, отменить решения, видоизменить программы уже в процессе их выполнения, взаимодействуя с людьми — на очных встречах это получается особенно эффективно. Последнее средство переубеждения, как известно, — это включение блокирующего поведения, отрицание с порога плана, инициативы или программы, да еще и переданное посредством электронной почты. Этот подход гарантирует вам жесткое противодействие и, боюсь, проблемы в дальнейшей карьере, ведь, оспаривая решение руководства, решение корпорации, вы неизбежно себя ей противопоставляете.

Можно ли вообще оспаривать решения, критиковать стратегии, спорить с руководством? Ведь очевидно, что и корпорация может ошибаться, решения же принимают люди, а им свойственно ошибаться. Как ни странно, можно, но только соблюдая установившиеся ритуалы, правила поведения. И первоочередное из них — не спешите с оценкой, взвесьте все «за» и «против», проведите анализ, попробуйте достичь консенсуса с основными «стейкхолдерами» проблемы и только потом высказывайте свое мнение, аргументируйте и следуйте принятым процессам.

Читайте материал по теме: Любознательность не менее важна, чем интеллект

Не секрет, что уже долгие годы в крупных корпорациях планирование осуществляется «сверху вниз», хотя когда-то, в далекие 90-е годы, я помню еще упражнения планирования «снизу вверх». Изменить эту парадигму вряд ли возможно, поэтому следует пользоваться иными инструментами «управления ожиданиями». Итак, торопиться не надо, но нужно, проявляя настойчивость, последовательно убеждать их «мягкой силой», аргументами, цифрами и иногда юмором, эмоциями — любой инструмент годится, ведь, отменив непродуманное решение, вы можете реально сэкономить корпорации миллионы долларов инвестиций, сохранить репутацию, дать новый толчок развитию бизнеса, но уже в нужном направлении. Когда удается сделать что-то подобное, сладкое ощущение успеха, удовлетворения и самореализации гарантировано, прямо как в самой верхней части пирамиды Маслоу.

Читайте по теме: