Закладки


Поделиться

URL

Карьера / Личные качества и навыки

Критика: как уменьшить страдания

09 июня 2015

Критика: как уменьшить страдания

Получить поддержку своих действий в современном мире почти невозможно: количество критики вокруг в разы превышает количество похвалы. Как будто те, кто нас критикует, надеются, что похвалит нас кто-нибудь другой. Стиль общения изменился: интонации стали агрессивнее, замечания и рекомендации — исключительно критическими.

Стремление сэкономить время разговора приводят к тому, что люди не утруждают себя разбором ситуации и почти безапелляционно переходят к выводам: что делать, кем быть и куда человеку следует незамедлительно отправиться. Если раньше критика была прерогативой интеллектуальной элиты и старших по иерархии, то сейчас она доступна всем. Сегодня любой может оставить клиентский отзыв, написать рецензию, высказаться в комментариях… А уж сколько историй в формате «не читал, но осуждаю…»!

В подобной атмосфере становится понятно, почему социальные сети пользуются такой популярностью. Похоже, они «торгуют» дефицитом: лайки и шеринг («поделиться», по сути, имеет тот же эффект, что и «мне нравится») — быстрый способ получить одобрение и поддержку своих действий. Съел десерт в «Инстаграме» — всем «нравится», гуляешь по Барселоне — всем «нравится», лежишь на пляже с шампанским и голыми ногами — «нравится», а кто-то даже не поленился и прокомментировал: «Какой же ты классный!». Ради этого стоит обновлять ленту каждые пять минут: в реальной-то жизни вокруг только одни «неправильно», «переделай», «совсем с ума сошел», «лучше бы ты голову дома забыл». Анекдот о том, что психотерапевт будет лечить депрессию своими лайками и комментариями постов пациента, увы, весьма похож на правду. Поэтому если Цукерберг верно понимает человеческую природу, он никогда не согласится на кнопку «dislike».

Каждую секунду, осознаем мы это или нет, мы стремимся к удовольствию и избегаем наказания. Это означает, что когда мы что-то делаем — мы делаем лучшее, на что способны в данный момент, для достижения своих целей (исходя из нашего собственного представления о целях и реальности). Я утверждаю, что люди делают правильный выбор в соответствии со своим представлением о реальности, которое может не совпадать с нашим, и мы незамедлительно подвергаем их критике. К примеру, я знаю многих топ-менеджеров, чьи действия постоянно критикуются на всех уровнях. Но не знаю никого, кто пришел в компанию с целью ее разрушить.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Получается, что человек сделал лучшее, на что был способен в данной ситуации, вложил в дело всю душу и имеющиеся навыки, справедливо ожидает максимального удовольствия… а в итоге? Чьи-то слова ставят под угрозу не только весь его предшествующий опыт и образование, но и биологическую программу (повышение статуса). Как ему на это реагировать? Аплодисментами? Единственное, о чем он сейчас думает, — драться или сбежать, а не о том, как изменить ситуацию. Именно поэтому критические замечания часто неэффективны для стимулирования поведенческих изменений.

Если вам не повезло и вас критикует человек, явно пытающийся заработать свою «порцию дофамина», или не одобряющий ваших действий и личностных установок, или не верящий в то, что вы сделали максимум из того, на что были способны в заданных рамках, — работайте со своей биологической реакцией самостоятельно и немедленно.

  1. Сконцентрируйтесь на дыхании (на 2 счета вдох и на 4 счета выдох). Это успокоит ваш мозг, снизит тревожность, и вы вновь начнете рационально мыслить.
  2. Выпейте холодной воды и расслабьте тело (откиньтесь на спинку стула, измените положение ног, пройдитесь) — это также даст правильный сигнал вашей нервной системе.
  3. Объясните оппоненту свои цели, расскажите, почему вы выбрали именно такие действия.
  4. Помните, что речь идет о конкретных действиях и критические слова собеседника не представляют угрозы вашей семье, здоровью, опыту и образованию (никто дипломов у вас не отберет).

Пункты 3 и 4 станут «доступны» вашему мозгу только после выполнения элементарных физиологических действий из пунктов 1 и 2.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Да, и не всю критику возможно осмыслить. Поэтому спросите себя: кто моя референтная группа? Чья критика мне интересна и важна? Все зависит от ваших целей: если вы стремитесь к карьерному росту, то критика со стороны руководства имеет первостепенное значение, а если планируете стать мировым экспертом в своей области, тогда мнение других профессионалов в этой области, безусловно, важнее (простите меня, руководители!).

Я знаю, что многие управленцы понимают, как болезненно воспринимают подчиненные их критику и не находят ничего лучше, чем… вовсе избегать критических замечаний. Это тоже не вариант. Работа ведь должна делаться, что-то нужно менять. Чтобы избежать негативных последствий для обеих сторон, попробуйте не экономить время и изменить формулировки, позволяющие сохранить индивидууму высокий статус.

  1. Дайте человеку возможность самому высказаться, оценить себя и рассказать о своих целях. Уточните, считает ли он свои действия лучшим способом достижения своих целей?
  2. Не говорите о человеке в целом и о его поведенческих проявлениях как константе. Обсудите только те действия, которые вы наблюдали и которые, возможно, были исключением из правил.
  3. Используйте «исследовательский» язык: предполагайте, высказывайте гипотезы, но не утверждайте. Это даст человеку возможность не опасаться за свой статус, а размышлять над вашими словами.

Читайте материал по теме: Чего я стою на самом деле?

Казалось бы, эти правила очевидны. Но то ли из-за лени, то ли из-за соблазна «легкой добычи» (критикуя, легко повысить собственный статус), то ли недооценивая степень влияния критических слов на психику и биологические процессы другого человека, мы, перефразируя Чехова, продолжаем швырять в лицо мокрое полотенце, вместо того, чтобы аккуратно подавать пальто».

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ