Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новоиспеченным руководителям нужна своя
философия лидерства

Прежде всего нужно понять, что никто не работает «на вас» — ваши подчиненные работают на компанию и на самих себя.

Автор: Кэрол Уокер

Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства

читайте также

Путь джедая: как Джордж Лукас придумал «Звездные войны»

«Пойми меня»: почему мужчины и женщины часто не понимают друг друга

Кэрол Флеминг

Сатья Наделла: «Сегодня люди хотят понимать, зачем они работают»

Данные или чутье: в каких случаях можно не тратить время на data science

Дуглас Уэст,  Огуз Аджар

Получив повышение, естественно надо радоваться: значит, карьера строится успешно. Однако с того момента, как вы стали начальником, ваша жизнь усложнится. Теперь уже мало делать свое дело, теперь вам придется жонглировать взаимоисключающими требованиями, вести непростые разговоры, разбираться в причинах неэффективной работы. И хотя нет готовой книги ответов на все ваши новые проблемы, если вы сразу выработаете для себя четкую карьерную философию, она послужит надежным источником для дальнейших начинаний.

С точки зрения карьеры, философия — это последовательный подход к своей новой роли. Очень немногие выделяют время на то, чтобы такую философию создать. Большинство менеджеров только и поспевает, что реагировать, решать текущие проблемы, полагаясь на интуицию, на прежний опыт и чужой пример. Успех или неудача такого подхода зависит от вашего темперамента (кому-то ведь от природы достался талант руководителя) и от качества выбранной ролевой модели — причем оба эти фактора не очень-то от вас зависят. Тут все решает везение, а вот если бы вы продумали свои принципы, вам было бы чем руководствоваться и в будничных ситуациях, и в сложные моменты.

Очень помогает принцип «руководства служением». Его придумал 35 лет назад Роберт Гринлиф, и эта концепция все так же вдохновляет новых руководителей. Конечно, «служитель» звучит не так круто, как «босс», но на самом деле именно этот принцип помогает достичь того, к чему мы все так стремимся: он обеспечивает нам авторитет. Причина очевидна: если вы нацелены на служение, то думаете не только о себе. Лучший способ укрепить доверие — устранить из мотивации корыстный интерес и жажду славы. Когда вы всецело сосредоточитесь на успехе компании и команды, коллеги это сразу почувствуют. Вы начнете задавать вопросы, вы станете внимательно слушать, чаще признавать чужие потребности и заслуги. В результате и решения у вас будут более продуманные и взвешенные. Готовность к инклюзии и грамотное управление обеспечивают руководителю гораздо более надежный авторитет, чем заносчивое всезнайство.

Лидерство через служение оказывается чрезвычайно действенным при работе с коллегами. Прежде всего нужно понять, что никто не работает «на вас» — ваши подчиненные работают на компанию и на самих себя. Ваша роль, роль служителя — налаживать отношения между каждым членом коллектива и компанией. Задайте себе вопрос: «Что нужно сделать конкретному сотруднику, чтобы эти отношения сложились для него благоприятно?» и «Что должна со своей стороны предоставить ему фирма?». В поисках ответа на эти два вопроса вы научитесь учитывать интересы и той, и другой стороны. (Те же принципы применяются к управлению цепочками поставок и отношениям с клиентами.)

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Запрещает ли нам концепция служения указывать подчиненным, что нужно делать, или исправлять их поведение? Напротив, эта концепция как раз требует, чтобы вы и указывали, и критиковали, стараясь обеспечить каждому успех в компании. Но суть в том, чтобы, выполняя повседневные обязанности менеджера, вы делали это «как служитель».

Например, распределение работы — это продуманный процесс, вы должны соотнести интересы дела и личные интересы людей, учесть их навыки и потребности в профессиональном росте. Не всякое рутинное задание требует такого обдумывания, но, распределяя важные назначения, вы добьетесь максимальной пользы, если поместите их в определенный контекст. Если ваша подчиненная понимает, почему она получила это поручение, она, скорее всего, сможет выполнять его с максимальной ответственностью, а вы из начальника превратитесь в советника и помощника. Вы спросите, чем ей помочь и в какой форме она предпочла бы отчитываться, а не будете выдавать ей прямые приказы, которые не обсуждаются. Когда человек видит, что начальник ценит его сильные стороны, ценит работу и поощряет развитие, он вложит в компанию свою душу.

Очевидно, «служение» требует большего внимания и более тщательного продумывания заданий, чем если бы вы просто роздали всем сестрам по серьгам. Да, времени вы потратите немало. Но ведь при этом вы решаете сразу несколько задач: обеспечиваете качественное выполнение работы и укрепляете отношения ваших сотрудников с компанией.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Одновременно философия «служения» поможет вам наладить обратную связь. Вы же всего лишь посредник, а посредники не злятся, не впадают в разочарование, они критикуют без гнева и досады, потому что думают не о себе, а об отношениях между двумя другими сторонами. Если вы будете говорить как служитель, такие беседы будут протекать намного легче. Вы отнюдь не разочарованы поступками своего подчиненного, но вы стараетесь ему объяснить, что такое поведение мешает ему достичь желанной — для него самого и для компании — цели. Поскольку ваша единственная задача — способствовать успеху этого сотрудника, он не останется глух к вашим словам. Гораздо хуже долго пренебрегать интересами одной стороны и никак этот вопрос не затрагивать. Главная обязанность менеджера — уравновешивать интересы.

Репутация не создается одним днем, и все же, если вы будете упорно следовать принципам служения, окружающие скоро поймут, чего они могут от вас ждать, и проникнутся к вам доверием. А доверие в сочетании с умными, инклюзивными решениями — основа влияния, как мы и говорили выше.

Мы затронули лишь верхушку айсберга — тех проблем, с которыми сталкивается человек, впервые в жизни занявший руководящую должность. Всего и не предусмотришь. Но философия руководства как служения расставит ключевые вехи и поможет принимать верные решения в реальных рабочих ситуациях. Каков бы ни был ваш темперамент, с таким настроем вы не станете реагировать на обиды или действовать своекорыстно, что могло бы омрачить ваш успех. Кое-кто отвергает идею стать лидером-служителем и представляет себе власть в ее традиционной форме — но если вы заинтересованы приобрести влияние и добиться результатов, это ваш путь.

Читайте по теме: