Советы тем, кто перегружен на работе и дома | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Советы тем, кто перегружен на работе
и дома

Что делать, когда вы разрываетесь между личными и профессиональными обязательствами

Автор: Элизабет Грейс Сондерс

Советы тем, кто перегружен на работе и дома
LUIS DIAZ DEVESA/GETTY IMAGES

читайте также

Развитие удачных идей

Киджквит Боб,  Энде ден ван Ян

Пять самых распространенных сожалений о карьере

Дэниел Гулати

Как не надо укреплять корпоративную культуру

О дивный новый прозрачный мир!

Борис Щербаков

Вы перегружены. Речь идет не просто о встречах и совещаниях, которые накладываются друг на друга. Дело в том, что рабочие проблемы идут вразрез с неотложными семейными делами, требующими вашего внимания. Такие ситуации порождают чувство вины и приводят к стрессам. Вы ощущаете вину, думая, что кого-то подводите, и независимо от того, какой выбор делаете, все равно проигрываете. А стресс испытываете из-за того, что и вправду не можете быть в двух местах одновременно.

Моя задача как специалиста по тайм-менеджменту — помогать работающим родителям день за днем справляться с такими трудностями. Я считаю, что у этой проблемы две различные составляющие, которые надо учесть, чтобы минимизировать и чувство вины, и ощущение стресса.

В первую очередь, если ваши рабочие и личные дела накладываются друг на друга, вам необходимо определиться с приоритетами. Каждый должен принять это решение сам в зависимости от своих предпочтений и культурных особенностей.

Я рекомендую выкроить в вашем календаре специальное время для раздумий о том, что именно является важным для вас и вашей семьи. Так вы вдумчиво подойдете к принятию сложного решения. Вот некоторые аспекты, которые помогут вам расставить приоритеты, когда приходится делать выбор между офисом и домом.

Ценности. Чтобы чувствовать себя успешным, вам надо жить в соответствии со своими ценностями. Спросите себя: что важно для меня как супруга/супруги, как родителя и как работника, которым я хочу стать? Будет ли мне хорошо в результате принятого сегодня решения через пять лет?

Семейная культура. В каждой семье свои представления о том, что является главным. Спросите себя: какую семейную культуру я хочу создать? Что для меня самое важное: ужинать вместе, присутствовать на праздниках детей, проводить время с мужем (женой)? Какие решения будут соответствовать этой культуре?

Личные предпочтения. Совсем не обязательно приходить на все праздники, лучше спросите своих детей, когда ваше присутствие необходимо. Такой же вопрос задайте мужу или жене. Выясните, что именно нужно, чтобы ваша поддержка была ощутимой. Самый главный вопрос — «что самое важное для членов моей семьи?».

Рабочие ограничения. Некоторые должности требуют частых командировок или работы допоздна. Спросите себя: что можно сделать в таком случае и есть ли возможность для более гибкого графика?

Определившись с основными принципами, вы можете принимать решения, сводя к минимуму чувство вины или даже не испытывая его вовсе. Ваше ощущение «правильности» решения будет зависеть от того, как оно соотносится с вашими собственными ценностями, а не определяться тем, как другие реагируют на ваши действия, связанные с работой или с семьей.

После того, как вы определитесь с общей стратегией принятия решений в отношении работы и семьи, подумайте о доступных вам вариантах в случаях, когда вы хотите, но просто физически не можете успеть на двух фронтах.

Некоторые люди опрометчиво руководствуются принципом «всё или ничего». Это значит, что они полностью сосредотачиваются на одном обязательстве и совсем не уделяют внимания другому. С моей точки зрения, такому подходу существуют как минимум четыре альтернативы.

Делегируйте полномочия. Вы не можете быть в двух местах одновременно, но можно попросить кого-то вас подменить. Например, коллега вместо вас представит ваш департамент на встрече или мероприятии. Или вы можете попросить соседа забрать вашего ребенка из школы, когда сильно заняты.

Распределяйте время. Иногда эффективность совещания не зависит от того, сколько времени вы на нем провели. Например, можно познакомиться с коллегами из других компаний на профессиональной встрече и уйти еще до начала ужина, чтобы успеть на футбольный матч сына.

Присутствуйте виртуально. В важные моменты даже виртуальное присутствие позволяет другим ощутить вашу поддержку. Например, вы находитесь на конкурсе ораторов, в котором участвует ваш сын, но в тот момент, когда он не выступает, можно позвонить на работу и узнать, как проходит важная встреча. Или, находясь на совещании по продажам, вы можете связаться с дочерью перед началом соревнований по гимнастике, подбодрить ее, получить смс по ходу дела, а после турнира позвонить ей и спросить, как все прошло.

Готовьтесь заранее. Наконец, даже когда рабочие или домашние дела требуют вашего стопроцентного присутствия, можно найти выход из ситуации, если заранее подготовиться. Например, вам придется пропустить важное совещание, поэтому загодя прочитайте повестку дня и отправьте коллегам электронное письмо о том, что необходимо обсудить. А если вы не сможете пойти на концерт ребенка, постарайтесь попасть на генеральную репетицию. Продумывая заранее свою линию поведения, вы даете людям понять, что для вас это важно и что вы о них заботитесь.

Независимо от того, как вы хорошо умеете планировать, иногда просто не удается найти баланс между работой и семьей. Это действительно трудно. Но можно ослабить чувство вины, связанное с принятым вами решением, и уменьшить стресс, если вы заранее позаботитесь о таких ситуациях и дадите другим возможность ощутить ваше присутствие и поддержку, даже когда у вас не получается быть в двух местах одновременно.

Об авторе. Элизабет Грейс Сондерс — специалист по тайм-менеджменту, основатель компании Real Life E Time Coaching & Speaking. Автор книг How to Invest Your TIme Like Money и Divine Time Management.