Закладки


Поделиться

URL
***

Карьера / Управление временем

Как побороть дисбаланс между работой и личной жизнью

01 июля 2014

Как побороть дисбаланс между работой и личной жизнью

Иметь все можно. Просто не все это будет безупречным.

Много лет наблюдая усилия разных людей по достижению баланса между работой и личной жизнью, а также усилия просвещенных компаний по предоставлению оного, я пришла к выводу, что одно из главных препятствий — искусственно созданная картинка совершенства. Разумеется, институциональные структуры так устроены, что не облегчают задачу обретения равновесия между работой и личной жизнью.

Особенно это касается США, где каникулы коротки, творческие отпуска даются редко, школьное расписание не совпадает с присутственными часами в офисах и работающие родители кое-как выстраивают свои собственные дорогостоящие системы поддержки друг друга и своих отпрысков. Однако ко всему этому надо добавить, что в американской культуре имеются мифы о безупречности: безупречное тело, безупречная работа, безупречный ребенок, безупречный газон, которые поглощают время, деньги и внимание. Это мешает всем, но особенно женщинам, которые могли бы сделать серьезную карьеру.

Некоторые ученые мужи, обсуждая возможности интеграции работы и частной жизни, противопоставляют фигуры Энн-Мари Слотер из Принстонского университета и Шерил Сэндберг из Facebook. Слотер во всеуслышание объявила о своим решении покинуть высокий пост в Госдепартаменте США, чтобы вернуться к профессорской работе и к своим детям-подросткам. Как она заявила в статье в The Atlantic, у женщин просто не получается успевать везде. Тем самым она каждому навязала мнение, возникшее из ее опыта работы с высоким уровнем выгорания, требующей многочисленных заграничных командировок и разъездов между Вашингтоном и Нью-Джерси. Прямо скажем, не столь уж типичный случай. В отличие от нее, Сэндберг — операционный директор в Facebook, чья карьера, по-видимому, тоже накладывает серьезные требования — несколько раз в публичных выступлениях призывала молодых женщин не оставлять своих амбиций и найти любимую работу до рождения детей, чтобы сохранить ее во время их воспитания.

Я согласна с Сэндберг в том, что необходимо найти зону, свободную от чувства вины, где у людей будет больше выбора и необходимость компромисса не будет превращаться в непреодолимое препятствие. Один из способов достижения этого — прекратить охоту за совершенством и согласиться на вариант, который подходит лично для вас, а может, и вообще предполагает отсутствие чего-либо. Снижать стандарты не в моих правилах. Но мои знакомые руководители обоего пола, особенно удачно совмещающие работу с личной жизнью, решили упустить кое-какие детали ради того, чтобы сосредоточиться на главном. Они выбрали то, в чем хотят быть отличниками, и не заботятся обо всем остальном. Одна дама, менеджер высшего звена, не пьет кофе — она так и не научилась его варить, зато сэкономила много времени, а также избежала необходимости подавать кофе начальникам на ранних этапах своей карьеры. Дома она общается с детьми, пока кто-то другой готовит кофе.

Мифы о совершенстве склонны превозносить подход «сделай все своими руками». «Сделай сам» — хороший лозунг для хобби, а во всем остальном успешные «совместители» работы с личной жизнью только и делают, что делегируют полномочия, если есть возможности. В книге «The Outsourced Self» Арли Хохшильд порицает покупку услуг, подобных работе няни или выгулу собаки (а также служб вроде «найду вам вашу мечту»). Однако, если речь не идет о человеческом общении, например посещении члена семьи в больнице или о стратегических решениях, которые можете принять только вы сами, почему бы не найти или не нанять других людей, которые специализируются на подобных услугах и могут заполнить образовавшиеся пробелы? Только нищие фермеры все делают сами. Разделение труда создало современное общество.

Иногда то, что считается совершенством, по существу контрпродуктивно. Младенцы, содержащиеся в стерильной среде, чаще болеют во взрослом возрасте. Коллеги, которые после работы вместе ходят в кафе и считают, что тем самым укрепляют связи в команде, совсем необязательно более слаженно работают, но они заставляют других думать, что это так. Компании, откладывающие запуск нового продукта до того момента, когда отточена каждая деталь, вовсе не обязательно имеют больший успех на рынке: они могут упустить время и свой шанс получить обратную связь от пользователей, чтобы быстро внести коррективы.

Несовершенство — благородная традиция в некоторых религиях и культурах. Например, в лоскутные одеяла, производимые амишами, «встроен» брак, ведь только Бог может творить совершенные вещи. Не помогает ли такая система верований спокойнее относиться к ограничениям и компромиссам? «Выбор сделать что-то не означает, что вы можете сделать все», — сказала Дебора Спар, президент колледжа Барнард и моя бывшая коллега по Гарвардской школе бизнеса, в ответ на статью Слотер.

Для тех, кто вырвался из ловушки безупречности, есть множество трюков, помогающих высвободить больше времени и таким образом найти равновесие. Роберт Поузен, председатель паевого фонда MFS, который также преподает в Гарвардской школе бизнеса, написал книгу «Extreme Productivity», чтобы показать, как концентрация и цепочка малых побед делают возможными впечатляющие достижения. В своей книге «Sleeping with your Smartphone» Лесли Перлоу показывает, что время, проведенное вне офиса, когда сотрудникам консалтинговой фирмы дана свобода не отвечать на сообщения, может иметь массу достоинств.

Топ-менеджер из Европы едет с семьей на шесть недель в отпуск в США, но он готов терпеть временные неудобства. «Издалека я лезу во всякие мелочи, что не всегда хорошо, но так бывает, когда пытаешься сделать все на свете», — написал он мне в веселом электронном письме.

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ