Закладки


Поделиться

URL
***

Лидерство / Эмоциональный интеллект

28 марта 2011

Полезный хаос

Многие думают, что гениальные и просто очень талантливые ученые, инженеры, деятели искусства должны быть умными, сообразительными, находчивыми и прямо-таки искриться интеллектом. Набирая людей на работу, некоторые руководители компаний, чтобы опознать гениев и отличить их от простых людей, предлагают соискателям пройти тест на IQ, анализируют его результаты и смотрят, насколько быстро человек отвечает на вопросы. В этом, на мой взгляд, кроется огромная ошибка.

Безусловно, уровень интеллекта — показатель немаловажный, но далеко не единственный и зачастую вовсе не определяющий. Разве шансы на победу в «Формуле-1» зависят, скажем, только от скорости болида на прямой? Конечно, нет — на исход гонок одновременно влияет множество других параметров: сколько времени машина проводит на пит-стопе, насколько хорошо пилот проходит повороты, правильно ли ему подбирают резину и т.д.

Хуже того, результаты IQ-теста могут сбить работодателя с толку. Если, находясь в плену у стереотипов, он откажет медлительному и забывчивому соискателю с недостаточно высоким уровнем интеллекта, то рискует лишиться потенциально ценного сотрудника. Как показывает мой опыт, тугодумы, не отличающиеся «немедленным» интеллектом, люди, у которых в голове царит настоящий хаос, которые плохо объясняются и говорят странные вещи, часто оказываются наиболее талантливыми и полезными сотрудниками. Например, 50 из 500 сотрудников центра разработки Parallels я назвал бы очень талантливыми. Из этих 50 человек 20 наверняка не прошли бы IQ-тест при приеме на работу. Казалось бы, 20 — это мало! Но на них держится буквально все: они решают основные задачи, и без них остальные 480 сотрудников вряд ли смогли бы принести компании ощутимую пользу.

Поэтому, чтобы разглядеть за странностью талант, не нужен тест на IQ — следует просто присмотреться: есть ли у «неформатного» соискателя достижения в какой-либо области. Если при всех его странностях и проблемах ему удалось чего-то добиться в жизни, значит, он по-настоящему талантлив — в отличие, кстати, от коммуникабельных, эрудированных и быстро мыслящих людей, которых я бы как раз назвал обычными.

Приняв на работу «странного» человека, руководители должны объяснить сотрудникам, что его не следует опасаться или игнорировать. Да, с таким человеком трудно работать в команде: он плохо объясняется, все забывает, медленно соображает, у него возникают нелепые, на первый взгляд, мысли и идеи. Однако в этих идеях часто содержится рациональное зерно, разглядеть которое сразу бывает непросто. Поскольку люди в основной своей массе не способны к длительной концентрации внимания, они быстро теряют интерес к странным собеседникам, которые, как им кажется, ведут себя неадекватно. Помня об этом, руководитель должен напоминать подчиненным: «неформатных» коллег надо принимать всерьез, к их предложениям необходимо прислушиваться, ведь именно их идеи чаще всего оказываются самыми интересными и самыми ценными.

Так что приглядитесь к косноязычным, забывчивым и медлительным — и вы не пожалеете. Только ни в коем случае не забывайте: хаос в голове — не исключает гениальности, но совершенно не обязательно свидетельствует о ней.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ