Как поддержать расстроенных сотрудников | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как поддержать
расстроенных сотрудников

Шесть способов оказать эмоциональную поддержку

Автор: Сара Нолл Уилсон

Как поддержать расстроенных сотрудников
Фото: Paopano/Getty Images

читайте также

Trip Report: Israel

Мастерская ИИ в Facebook

Скотт Беринато

Талант и мудрость

Константинов Геннадий

«Платите, или будет хуже!»: что делать, если киберпреступники требуют заплатить

Бренда Р. Шартон

читайте также

За последние два года накапливающегося психологического напряжения мы все яснее понимали, что менеджерам нужно задумываться об эмоциональном благополучии сотрудников. Теперь недостаточно просто предоставлять рабочие инструменты и ресурсы команде, чтобы она функционировала, — нужно еще и создавать обстановку психологической безопасности для созидательного роста. Это значит, что вам необходимо научиться спокойно вести трудные и неудобные разговоры.

Когда человек рассказывает вам о чем-то болезненном или эмоциональном, бывает трудно подобрать подходящие слова в ответ. У одной из наших клиенток, ИТ-менеджера Эви*, несколько лет назад случился выкидыш. Она тогда работала из дома. Ее начальник Майк* почувствовал, что что-то случилось, и позвонил узнать, как у нее дела и как она себя чувствует. Она поняла, что не может лгать, поэтому набрала воздуха для храбрости и сказала: «Откровенно говоря, у меня был выкидыш, и мне очень тяжело… психически и физически». Майк долго молчал, а затем, наконец, сказал: «Хорошо… делай, что нужно», — и быстро свернул разговор. Эви до сих пор помнит реакцию Майка, хотя с тех пор прошли годы. В момент потери и страданий она не получила поддержки. Сделал ли он это нарочно? Нет, и тем не менее это на нее повлияло.

Лидерам обязательно нужно учиться быть рядом с сотрудниками, какой бы некомфортной ни казалась нам их ситуация. Чтобы поддерживать высокую производительность и внедрять инновации, мы должны создать среду, в которой члены нашей команды могли бы добиваться успеха. Вот что пишут в своей статье о важности поддержки психического здоровья сотрудников Келли Гринвуд и Джулия Энас, опросившие 1,5 тыс. взрослых американцев, работающих на полную ставку:

«У тех из опрошенных, кто чувствовал поддержку со стороны работодателей, реже отмечались симптомы психических расстройств, реже возникали проблемы с качеством работы или неявками. Они чаще были готовы спокойно обсуждать свое психоэмоциональное состояние на работе. Кроме того, они выше оценивали уровень удовлетворенности работой и готовности оставаться в компании. И, наконец, они более положительно оценивали компанию и ее руководителей, выражали доверие и гордились работой в ней».

Один из клиентов рассказывал нам вскоре после начала карантина в 2020 году, что руководители в его компании стали чаще спрашивать сотрудников, как у них дела, но было ясно, что они не знали, как реагировать на ответы: «нормально», «сложно», «ужасно» и т. д. Спросить, как дела, — важный первый шаг, но главное — как вы отреагируете на услышанное. И существенная часть этой реакции — слова эмоциональной поддержки.

Какие слова могут выражать эмоциональное отвержение

Многие руководители не осознают, что в общении с сотрудниками используют обесценивающие и потенциально вредные формулировки. Как мы наблюдали в процессе работы с сотнями лидеров, часто они не нарочно употребляют такие выражения, пытаясь проявить заботу. Они хотят поддержать человека, помочь справиться с проблемой, унять и умалить боль. Но в этих попытках умалить боль они иногда «умаляют» человека.

С другой стороны, некоторые руководители считают, что эмоциям не место на работе. Отсутствие эмпатии может мешать им понять, что за человек перед ними и что он переживает. Они не учитывают, что сегодня эмоции влияют на поиск и принятие решений, и упускают возможности для роста, которые создаются эмоциями. Эмоции не исчезают, когда их игнорируют.

Давайте рассмотрим несколько распространенных сценариев, возникающих, когда люди делятся психическими и эмоциональными проблемами:

Обесценивающие фразы вроде «О чем тебе грустить?» или «Не надо грустить, у тебя прекрасная работа/семья и т. д.».

Преуменьшение чужих чувств: «Все иногда испытывают подобное» или «Не о чем волноваться».

Отрицание: «Могло быть и хуже!» Или: «У богатых свои причуды».

Навязывание решений: «Перестань волноваться». Или: «Тебе нужно больше спать».

Токсичная позитивность: «Во всем ищи хорошее». Или: «Все происходящее имеет смысл». Позитивный взгляд может помочь, но сам по себе он может быть и непродуктивным, если нет готовности увидеть ситуацию и с какой-то другой стороны.

Такие формулировки могут быть восприняты человеком в том смысле, что его чувства и проблемы ненастоящие или ненужные, и это только усилит и без того испытываемый им стыд. Если человек пришел к вам со своими проблемами, последнее, что он хочет, — чтобы его чувства не увидели, не услышали и не поддержали.

Какие слова могут выражать эмоциональную поддержку

Чтобы лучше оказывать эмоциональную поддержку, лидерам необходимо развивать эмоциональный интеллект. Фара Харрис, эксперт в области благополучия и основательница компании WorkingWell Daily, описывает лидеров, обладающих эмоциональным интеллектом, как людей, которые «спокойно относятся к своим и чужим эмоциям. Рядом с ними все чувствуют себя частью команды и понимают, что их видят и слышат, потому что руководители им это показывают своим поведением».

Лидеры, обладающие эмоциональным интеллектом, не прячутся за щитом отстраненности, когда к ним приходят со своими переживаниями. Они могут регулировать собственные эмоции и поддерживать других.

Вот шесть способов оказать поддержку, когда с вами поделились эмоциями или проблемой.

Подтвердите чувства собеседника

Для этого достаточно признать их, например: «Понимаю, как это выматывает». Люди могут чувствовать себя одинокими и даже сломленными, особенно когда испытывают психические проблемы. Подтверждая их переживания, вы говорите не просто «Я вижу тебя», но и «Я верю тебе», и это помогает человеку чувствовать себя спокойнее в трудные времена.

Постарайтесь понять

Дайте возможность члену вашей команды рассказать подробности, если он хочет. Проявив интерес, мы можем помочь, поэтому, например, не помешает попросить: «Расскажи подробнее». Когда мы стараемся понять человека, мы демонстрируем ему, что он небезразличен нам, что мы хотим поддержать его и узнать больше, чтобы сделать больше.

Окажите эмоциональную и физическую поддержку

В сложной ситуации можно спросить: «Как я могу поддержать тебя?» или «Что бы тебе сейчас помогло?» В напряженной обстановке человеку может быть сложно думать о том, что ему будет полезно. Задавая этот вопрос, вы помогаете ему определить и назвать свои потребности.

Предложите конкретную помощь

Иногда люди не знают, что им нужно, боятся попросить или не уверены, на что могут рассчитывать. Можно спросить: «Тебе поможет Х?» Когда человеку предлагают конкретную помощь, ему легче согласиться и принять ее.

Предложите взгляд со стороны, а не решение

Даже если вы сталкивались с такой же ситуацией, что и член вашей команды, не думайте, что полностью понимаете его. Не всегда то, что помогло вам, поможет ему. Может быть, человеку станет легче от того, что кто-то еще сталкивался с похожей ситуацией, но у каждого свой уникальный путь. Утверждая, что вы знаете, как решить проблемы другого человека, вы переключаете внимание на себя, и он не чувствует в этом поддержки. Вместо того чтобы говорить: «Я это проходил, вот что надо делать», попробуйте сказать так: «Может быть, тебе пригодится мой опыт. Могу рассказать, что помогло мне в аналогичной ситуации».

Признайте и оцените

Поблагодарите члена команды за то, что он пришел к вам: «Я вижу, что тебе тяжело. Я с тобой. Спасибо, что ты доверился мне». Эти слова сигнализируют вам и ему, что подобные разговоры важны, и способствуют созданию обстановки эмоциональной безопасности в будущем.

Эмоциональная поддержка в действии

Руководители часто хотели бы помочь, сделать так, чтобы стало лучше — не только членам команды, но и, если откровенно, им самим. В наши задачи не входит исцеление, но мы способны показать людям, что можно спокойно рассказывать о своих сложностях, и предложить им поддержку. Если вы не знаете, что сказать, это нормально. Вы поможете, просто признав чувства другого человека.

В 2013 году у меня диагностировали паническое расстройство, это означает, что у меня периодически случались панические атаки. В то время я была новичком в компании и отчаянно пыталась скрыть свою проблему. Перед совещаниями я быстро вытирала слезы. Директор по персоналу отвела меня в сторону и поинтересовалась, как у меня дела. Помолчав, она еще раз спросила: «Как ты себя чувствуешь на самом деле?» Я стояла на пороге ее кабинета, чтобы при необходимости сбежать, кусала губы и сбивчиво что-то рассказывала, а слезы текли рекой. Она выслушала, сказала, что мне, должно быть, тяжело, и заверила, что компания поддержит меня всеми необходимыми мне способами. В конце она поблагодарила меня за то, что я поделилась с ней своими чувствами. В то тяжелое для меня время работа неожиданно оказалась местом, где мне становилось немного легче.

На новых этапах борьбы с пандемией, расовой несправедливостью, раздорами и постоянной неопределенностью хотите ли вы быть лидером, усугубляющим проблемы или немного облегчающим их? Научившись обсуждать сложные и неудобные вопросы, вы можете обеспечить успех и процветание членов вашей команды.

* Имена изменены.