Сооснователь Intuit Скотт Кук: «Мы помогаем избавиться от ненужных привычек» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сооснователь Intuit Скотт Кук: «Мы помогаем избавиться от
ненужных привычек»

Интервью с одним из основателей и председателем совета директоров Intuit Скоттом Куком

Автор: Дэвид Чемпион

Сооснователь Intuit Скотт Кук: «Мы помогаем избавиться от ненужных привычек»

читайте также

Практика большого взрыва

Марина Иванющенкова

Есть информация, нужна интуиция

Капелла Джейм,  Хорн Эндрю,  Шах Шветанк

Дизайнерское мышление

Тим Браун

Так как же работает корпоративная культура?

Александр Лазуткин

HBR: В вашем успехе играли роль покупательские привычки?

Кук: Прежде чем представить первый продукт, мы изучали, как люди распоряжаются личными деньгами, и воспроизвели их привычки в компьютерном интерфейсе. Программе Quicken придали вид чековой книжки, а работа с ней напоминала чековый реестр: последняя транзакция оказывалась в самом низу. Такого привычного интерфейса тогда не было ни у одной программы.

Почему вы так стремились следовать привычкам потребителей?

Из-за Apple. Я попросил их сотрудника показать мне компьютер Lisa — и его интерфейс был очень похож на привычные офисные предметы: документы, папки и прочее. Помню, выйдя из штаб-квартиры Apple, я тут же сел в ближайшем ресторане и стал записывать все, что увидел: их дизайн произвел на меня огромное впечатление. Потом меня поразило, как при запуске Mac Стив Джобс обещал сделать компьютер таким же удобным, как телефон. Задумайтесь над этим.

А был ли тогдашний телефон удобным? Приходилось запоминать семи- или десятизначные номера. Если наберешь неправильно, особенно меж­город, теряешь деньги и начинаешь все заново. Если линия занята, слушаешь противный зуммер. У телефонов был страшно неудобный интерфейс. Так почему же Джобс, чье имя стало символом элегантного дизайна, сказал, что сделает Mac похожим на телефон?

Потому что к телефону все привыкли.

Верно! Все дело в привычке. Люди не видели проблемы в постоянном наборе многочисленных цифр. Кстати, вам всегда надо понимать, чьи именно привычки вы имитируете. В то время, когда мы запустили QuickBooks для малого бизнеса, конкуренты создавали бухгалтерское ПО с учетом привычек и терминологии бухгалтеров. Но на самом деле в 9 из 10 мелких компаний просто не было бухгалтера: финансами занимался неспециалист, не отличавший дебета от кредита и не желавший во все это вникать. Мы поняли это и решили создать первый продукт для небухгалтеров — QuickBooks. При запуске были проблемы, но через два месяца мы вели на рынке. Сегодня, когда QuickBooks применяется множеством мелких компаний, к этому решению привыкли даже аудиторы: они советуют его новым клиентам, и наши продажи растут как снежный ком. Вот что значит продукт, который не мешает людям жить, как они привыкли.

Но разве в цифровом мире привычки не меняются со скоростью света?

Люди готовы к изменениям — если они создают новую привычку. Сегодня мы помогаем избавиться от ненужных привычек (ведь это здорово упрощает жизнь). Взять, к примеру, водителя Uber. Он должен фиксировать свои расходы, чтобы вычесть их из налоговой суммы. Но сохранять и сортировать чеки, записывать пробег в целом и для каждой поездки так муторно. Большинство этого не делает и теряет тысячи долларов налоговых вычетов. Поэтому мы запустили сервис QuickBooks для фрилансеров: он собирает данные о расходах и автоматически сортирует их по кодам торговых точек. Каждая поездка попадает в список, и вам остается лишь отметить поездки для Uber. А когда приходит время платить налоги, все данные уже в программе.

Если ваши решения обнуляют привычку, на которую вы сами опирались, то где же ваше преимущество?

В сетевом эффекте: мы активно работаем с сообществами наших клиентов. Например, просим пользователей TurboTax ответить на вопросы о налогах. Нам удалось создать самый крупный и полный сборник ответов — если ввести вопрос по налогам в Google, верхняя ссылка в результатах поиска зачастую будет наша. Вот вам и новейшая привычка цифровой эпохи: участие в онлайн-сообществах.