Закладки


Поделиться

URL
***

Лидерство / Лидеры

100 самых эффективных генеральных директоров мира

31 октября 2017

100 самых эффективных генеральных директоров мира

Более 15 лет назад автор книг о менеджменте Джим Коллинз уподобил работу сильного лидера раскручиванию маховика. «Переход “от хорошего к великому” нельзя осуществить одним махом, — пишет он в одно­именной книге 2001 года. — Напротив, процесс напоминает вращение гигантского, тяжелого маховика: в одном направлении, медленно разгоняясь, он наконец достигает момента, когда накопленный потенциал начинает работать на вас, и компания вступает в период стремительного роста». Согласно Коллинзу, маховик стремится сохранить скорость вращения.

Сила инерции заметна в нынешнем рейтинге 100 лучших гендиректоров, который удивительно похож на прошлогодний. Позиции сохранили двое из тройки лидеров, 16 из топ-25, 72 из топ-100 (а 23 человека входят в сотню уже четвертый год подряд). Из 28 глав компаний, выпавших из списка в этом году, 11 ушли в отставку, а из 17 оставшихся большинство, включая руководителей Heineken и Vodafone, пережили серьезное снижение цен на акции. В среднем за 17 лет руководства эти 100 гендиректоров обеспечили доход на акцию 2507% (с поправкой на обменный курс), по 21% в год.

Такое постоянство объяснимо. В отличие от рейтингов, основанных на субъективных оценках или краткосрочных результатах, наш список учитывает объективные показатели эффективности за весь период работы гендиректора. Мы считаем создание рейтинга непрерывным процессом и ищем способы усовершенствовать методы подсчета — но в этом году мы не вносили изменений, чем отчасти объясняется отсутствие сюрпризов (см. справку «Как мы составляли рейтинг» ниже).

В этом году верхнюю строчку впервые занял Пабло Исла (Inditex), руководящий модными сетями Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterqüe, а также сетью Zara Home (товары для дома). С момента вступления в должность (2005) Исла провел глобальную экспансию Inditex, в рамках которой открывалось в среднем по магазину в день. Это всемеро увеличило рыночную стоимость организации: она стала самой дорогой в Испании. Коллеги описывают стиль управления Ислы как ненавязчивый и временами почти робкий. Он много времени проводит в магазинах, однако редко посещает церемонии открытия, избегая внимания прессы. Совещаниям Исла предпочитает обход рабочих мест: так он старается поддерживать культуру предпринимательства в крупной компании.

От прочих модных ритейлеров Inditex отличают хороший баланс физических и интернет-магазинов, а также система «близких поставок»: более половины продукции производится неподалеку от мест сбыта. Это снижает потребность в складах и позволяет моментально доставлять товар в магазины, следуя новейшим трендам.

В финансовом рейтинге Исла лишь 18-й, а на вершину его вознесли показатели по ESG. Консультанты по ESG высоко оценили прозрачность Inditex в управлении цепочкой поставок. Компания стимулирует потребителей сдавать изношенную одежду на переработку (в Испании по запросу вещи могут забрать прямо из дома), а изделия бренда Join Life сети Zara производятся с применением вторсырья и с минимальным потреблением воды и других ресурсов.

Если бы мы учитывали исключительно финансовые показатели (как это было до 2015 года), лидером стал бы основатель Amazon Джефф Безос, возглавивший рейтинг в 2014 году. С 2015 года, когда мы стали учитывать показатели по ESG, Безос уже поднялся с 87-го места на 76-е, а теперь и на 71-е. Показатели Amazon по ESG остаются низкими: в этом году ее обошли 88% глобальных организаций. Но компания работает над собой. Ее крупное подразделение Web Services само обеспечивает себя энергией от солнечных и ветровых генераторов. Amazon наняла опытных директоров по устойчивому развитию, что дает надежду на скорые изменения.

Конечно, инвесторы всегда больше смотрели на финансовые показатели, но сегодня многим важна и экологичность. Недавно Амир Амель-Заде из Бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета и Джордж Серафейм из Гарвардской школы бизнеса опубликовали результаты опроса 413 топ-менеджеров в сфере инвестиций, управляющих активами на общую сумму $31 трлн. Половина считает данные по ESG важными для оценки успеха инвестиций. Почти половина полагает, что «устойчивые» фирмы несут меньше рисков для вложений. Сегодня финансисты используют ESG как инструмент отбраковки, не инвестируя в фирмы с низкими баллами, но в будущем, по мнению опрошенных, он станет инструментом выбора: инвесторы начнут вкладываться в экологичные компании. «Данные говорят о том, что внимание к ESG определяется не этикой, а финансовой выгодой», — утверждают исследователи.

Главы компаний, перечисленные ниже, лучшим образом проявили себя по обоим показателям.
ceo_site.jpgceo_site2.jpgceo_site3.jpgceo_site4.jpgceo_site5.jpgceo_site6.jpgceo_site7.jpgceo_site8.jpgceo_site9.jpgceo_site10.jpg

 КАК МЫ СОСТАВЛЯЛИ РЕЙТИНГ

Чтобы составить список лучших гендиректоров мира, мы начали с компаний, которые в конце 2016 года вошли в S&P Global 1200, — этот индекс охватывает 70% капитализации мирового фондового рынка и включает компании из Северной и Латинской Америки, Европы, Азии, Австралии. Мы узнали, кто возглавляет эти компании. Поскольку для оценки нам нужна была информация за большой период, мы не рассматривали руководителей, занимающих пост меньше двух лет. Мы также исключили из списка тех, кто был под арестом или судом. Осталось 898 гендиректоров 887 компаний (у некоторых фирм несколько руководителей) из 32 стран.

Наши аналитики под руководством Наны фон Бернут с участием программистов Кристины фон Плате и Фачарии Ратчада, а также консультантов Моранда Штудера и Дэниела Бернардеса из Eleven Strategy & Management собрали из баз данных Datastream и Worldscope ежедневные финансовые показатели каждой компании с момента вступления гендиректора в должность до 30 апреля 2017 года. (Для занявших пост до 1995 года мы вели подсчеты с 1 января 1995-го: данные о прибыли с поправкой на отрасль до этого момента недоступны.) Затем мы выделили три параметра: совокупный доход акционеров с поправкой на страну (включая реинвестированные дивиденды), позволяющий исключить повышение прибыли за счет роста биржевых котировок; совокупный доход акционеров с поправкой на отрасль (включая реинвестированные дивиденды), чтобы исключить повышение прибыли из-за улучшения ситуации в индустрии; изменение рыночной капитализации (с поправкой на дивиденды, на выпуск и обратный выкуп акций) в долларах США с учетом инфляции.

Мы оценили гендиректоров по этим критериям, расположили их на шкале от 1 (лучший) до 898 (худший) и вывели средний показатель. Применение трех критериев кажется нам разумным: поправки на отрасль и на страну могли дать перекос в пользу небольших фирм (стартуя с низкой базы, проще получить крупную прибыль), а изменение рыночной капитализации — в сторону больших компаний.

Чтобы оценить работу гендиректоров в нефинансовых сферах, HBR обратился за консультацией к Sustainalytics — фирме, специализирующейся на аналитических исследованиях в области экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG) и работающей в основном с финансовыми учреждениями и управляющими активами, и к CSRHub, которая собирает и обобщает сведения по ESG от девяти исследовательских компаний и помогает бизнесу совершенствовать работу в этой сфере. Для каждой компании мы просчитали отдельно рейтинг ESG на основе данных Sustainalytics и отдельно — на основе данных CSRHub. Выводя окончательную оценку, мы объединили показатели финансового рейтинга (его влияние на оценку — 80%) с показателями двух рейтингов ESG (по 10% каждый), исключив гендиректоров, ушедших в отставку до 30 июня 2017 года.

Идея рейтинга самых эффективных гендиректоров принадлежит Мортену Хансену, Эрминии Ибарре и Урсу Пейеру. Рейтинги публиковались в HBR в 2010, 2013, 2014, 2015 и 2016 годах. В 2015 году методика подсчета была изменена.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ