Поговори с ней | Большие Идеи

・ Лидеры

Поговори
с ней

Каждый поход в банк ставит меня перед выбором: быть умной или быть красивой?

Автор: Ирина Жарова-Райт

Поговори с ней

читайте также

«В индустрии идей спрос почти никогда не виден напрямую»

Артур Брукс

26 ноября 2015 состоялся очередной бизнес-завтрак из серии «Стратегии цифрового маркетинга»

Как управлять репутацией в интернете

Екатерина Ефимова

Цена грубости

Кристин Пирсон,  Кристин Порат

Мы все знаем, что стереотипы — это плохо. Точнее, с возрастом-то осознаешь, что «мир сложнее всяких схем», но, увы, примириться с реальностью это помогает далеко не всем.

Вот, скажем, женщина как работник. Тут на первый взгляд все ясно: это многофункциональная машина, которая с помощью производства товаров или услуг приносит благо своему — тут я чуть было не написала «хозяину», но на самом деле — «работодателю». А что если женщина не просто работник, но еще и руководитель? На этом месте у многих мужчин может случиться то, что психологи обозначают «разрыв шаблона», а некоторые неврологи и вовсе бы поставили диагноз «вегето-сосудистая дистония». То есть, нервная система уже на уровне «физики» отказывается воспринимать, что женщина может чем-то там еще руководить, кроме как собственным мужем или детьми.

Например, каждый поход в банк ставит меня перед выбором: быть умной или быть красивой? Ведь от холености моего внешнего вида зависит, насколько серьезно ко мне отнесутся: как к фифе, которая «сама не знает, чего хочет», или как к серьезной даме в невзрачном пальто, которая положила свою красоту и молодость на то, чтобы стать руководителем высшего звена.

Мы-то ведь знаем: иначе карьерных подвигов не добиться. Только упорным трудом. И любая настоящая карьеристка скажет вам, как неудобно карабкаться в модной юбке по восходящей рабочей лестнице. Именно поэтому придуман такой удобный, а главное — немаркий офисный стиль: преобладает серое и коричневое. Можно в порыве рабочего экстаза вылить на себя несколько чашек с кофе, — а никто и не заметит.

Неудивительно, что настоящая карьеристка и вообще «деловая женщина» у нас прочно ассоциируется с густым налетом хамства и зубастостью барракуды. Иначе обманут и обдерут. Надо держать ухо востро, а маникюр — заточенным. Извините за налет романтизма, но даже в рабочее время, когда я генеральный директор, я все-таки женщина. Хочется быть легкой, как воздушной шарик, а приходится маскироваться под тяжелую атомную подводную лодку.

Но вернемся к банкам. Я взяла их в качестве примера, потом что это именно тот сервис, с которым мы сталкиваемся едва ли не каждый день. Но разве что в автосервисе женщина, у которой нет за плечами специальной подготовки, чувствует себя настолько же беззащитной.

Приведу простой пример: одна моя подруга, умница и красавица, прекрасный специалист в своем деле, после долгих поисков, наконец, нашла «идеальную квартиру» для жизни. Но у продавца счет в одном банке, а у нее — совсем в другом. Причем, деньги лежат на срочном депозите. Угадайте с трех раз, что ей предлагают? Снять наличность и внести в сейфовую ячейку банка, где счет продавца. А чего напрягаться-то, если видно, что сама клиентка явно не блещет познаниями в финансовой сфере. Хотя в этом банке наверняка осуществляют и сделки через аккредитив, и через безналичные банковские переводы. Почему она не спросила, возникает логичный вопрос. Потому что не знала. А почему не знала? Вот-вот. В банки надо приходить подготовленной.

Мой собственный опыт общения с финансовыми учреждениями и вовсе вывел меня на новый уровень развития и привел к тому, что я решилась на получение второго высшего. Иначе — как разобраться и отстоять свое право на получение той или иной услуги? Например, с тем же аккредитивом, который давно уже используется при сделках с недвижимостью. Стоило мне только заикнуться о нем в своем расчетном банке, как у банковского клерка в глазах мелькнула тревога. Видимо, из разряда «умных» я сразу перешла в категорию «слишком умных и, может быть, даже опасных». Взамен аккредитива мне любезно предложили машинку для пересчета денег и аренду банковской ячейки. Спасибо, конечно, но у меня уже есть и своя машинка, и даже ячейка. Я, как ни смешно это будет звучать, хотела именно что аккредитив — чтобы провести сделку с наименьшими временными и экономическими затратами для всех участников. И так у нас всё. Финансовый сервис предоставляется после демонстрации безупречного знания финансовой грамотности. Иначе зачем вам сервис? Не прошли вступительный тест на финансовый IQ. Если честно я не против, если бы все современные финансовые учреждения для VIP и «супер-VIP» (да-да, мне как филологу по первому образованию эти новые аббревиатуры тоже кажутся очень забавными) были устроены по принципу «женского бутика». Пусть там не будет сезонных скидок — я переживу, но покажите ассортимент или хотя бы сервис! Приходя в дорогой магазин (а банк, как ни крути, — это все-таки магазин финансовых продуктов), я надеюсь там что-нибудь купить. Я, в общем, даже не против, чтобы мне что-нибудь «впарили» — рынок есть рынок. Но я хочу, чтобы для начала мне как минимум «огласили весь список, пожалуйста». А то получается вообще анекдот. Если провести аналоги с уже упомянутым аккредитивом и походом в бутик, возникает ощущение, будто я пришла, захотела посмотреть красивое коктейльное платье, а в ответ услышала от продавщицы: «На таких, как Вы, вообще не шьют». Очень приятно, извините, зайду в следующий раз. Простите, что зашла в этот.

Я еще могу, по-женски, понять, когда меня и мои вопросы игнорируют женщины-операционистки. Возможно, им слишком нравится моя сумка и не очень — я сама. Но мужчины... У них-то ко мне какие могут быть претензии? Наоборот, с точки зрения продаж и маркетинга, я идеальный клиент. Вот, даже про аккредитив знаю, в бизнесе работаю — я тот самый «потребитель», который не только не боится нового, но напротив — готов пробовать. Но именно это почему-то вызывает в лучшем случае испуг (никогда не думала, что мужской страх будет стоять у меня в перечне «лучший случай»), в худшем — неприкрытую агрессию «чего ей надо?».

А если я, и правда, не знаю, чего мне надо? Ведь банковские продукты — как, собственно, и мои риэлторские услуги — это симбиоз «товара и услуги» одновременно. То есть, буквально: вот у меня есть такая-то задача, и я хочу понять, какую услугу или товар я должна приобрести для ее решения. И, да, это и есть запрос — потому что именно поиск пути к решению и составляет суть любого клиентского бизнеса. Надеюсь, тот факт, что банковский бизнес — это клиентский бизнес, мы не будем обсуждать. И снова стереотипы. В банке обязательно должна быть очередь, люди с мятыми платежками, ты стоишь — операционистка сидит, если надо что-то уточнить, то приходится пересиливать неприятное чувство, что в спину недобро дышит очередь, а ты пристаешь к занятому человеку с какой-то ерундой.

Может, поэтому я не очень люблю общение с банками в частном порядке: потому что приходится стоять и все твои вопросы воспринимаются как неуместные, а порой даже и глупые. Хотя мне и в голову не приходило, что задавая вопрос о финансовых услугах, я тем самым обнаруживаю свою некомпетентность. Но я ведь не читаю медицинский справочник, когда иду на прием к врачу.

Знаете, почему так сложно удержаться от покупки в бутике или отделе косметики? Потому что буквально через пять минут после начала беседы любая грамотная продавщица становится тебе почти что лучшей подругой. Она так участливо интересуется твоим типом кожи, аллергическими реакциями на парфюмерные отдушки или успокаивает насчет якобы чересчур обтягивающей бедра юбки, что ты уже просто не можешь ничего не купить. Не потому, что давит, когда на тебя тратят время, а потому что это время тратят вместе с тобой. Есть ощущение сопричастности. Понимания. Человечности, в конце концов. Почти любви.

Не то что бы я хотела влюбить в себя молодого банковского клерка или сурового финансового консультанта. Но может быть, они смогут со мной хотя бы поговорить. Понять. И помочь мне, наконец. Ведь именно за услугой, а не за победой в соревновании «самый умный» я к ним и прихожу. Даже я, взрослая дама и руководитель компании.